Минитрактор своими руками — обзор схем, чертежей и проектов самодельных тракторов (105 фото). Самодельный минитрактор своими руками Подробное описание устройства самодельного минитрактора

Тема изготовления тракторов для домашнего подворья не нова и существовала еще во времена СССР. Самодельные трактора в те годы строились энтузиастами – одиночками для облегчения труда в хозяйстве.

Трактор начала века

И в наше время это занятие не теряет актуальности, несмотря на то, что в продаже появились промышленные образцы минитракторов.

Кого-то не устраивает цена, кому-то не нравятся технические данные таких агрегатов, вот и занимаются люди производством техники “под себя”. Многих начинающих интересуют вопросы выбора схемы, двигателя, трансмиссии самодельной машины. Давайте попробуем разобраться в них подробнее.

Выбор схемы рамы трактора самоделки

Подавляющее большинство образцов самодеятельного тракторостроения являются колесными машинами, разница лишь в схеме рамы, которая может быть переломной или единой для переднего и заднего мостов. Каждая из схем имеет свои преимущества и недостатки.

Ломающаяся рама, как правило, состоит из двух частей, которые соединяются шарниром. В соединении чаще всего используются карданные соединения от главных передач грузовых автомобилей, при этом два конца крестовины завариваются в проушине для того, чтобы ограничить движения сочленения только одной степенью свободы (вправо – влево).

Исполнение рамы трактора

Преимуществом такой схемы можно назвать повышенную маневренность аппарата, в отличие от трактора классической компоновки с передними управляемыми колесами. На передней полураме такой машины размещают двигатель с коробкой передач, а задняя полурама несет на себе задний мост и навесное оборудование.

Рама классической конструкции выполняется по всем известному принципу. На ней устанавливается двигатель с агрегатами, мосты и навески. Достоинством такой конструкции является простота в изготовлении, хотя встречаются довольно сложные экземпляры пространственной схемы.

Для изготовления рам всех схем используются в основном швеллеры (6 – 10) и квадратные трубы размером от 40х40 до 80х80 миллиметров. Для изготовления менее ответственных элементов конструкции (каркасы крыльев, облицовки) могут применяться уголки или прутки разных размеров и диаметров.

Двигатели для самодельных тракторов

Чаще всего самодельщики используют находящиеся в их распоряжении двигатели, при этом наибольшей популярностью пользуются автомобильные моторы (от легковушек) и силовые агрегаты от дизельных и бензиновых электростанций (УД-2, УД-4). Так же достаточно часто встречаются оппозитные мотоциклетные двигатели. Экзотикой (надеюсь что пока) являются образцы зарубежного моторостроения, например компактные дизеля японского производства. Главные требования к двигателю – надежность и неприхотливость в работе.

Можно обойтись двигателями УД

Двигатель следует выбирать исходя из его мощности и крутящего момента, а так же рабочих оборотов. Поскольку самодельный трактор предназначен в первую очередь для выполнения каких-либо работ на приусадебном участке или в хозяйстве, от него не требуется достижение высоких скоростей. Наоборот, мини тракторы самоделки нуждаются в способности двигателя развить большой крутящий момент на малых оборотах, в этом смысле, конечно, имеют преимущество четырехтактные дизельные моторы.

Неплохо себя зарекомендовали двигатели от автомобилей “ЗАЗ” с воздушным охлаждением. В комбинации с хорошо подобранными агрегатами трансмиссии (коробка передач и задний мост), эти моторы способны долго и надежно работать на самодельной технике, это же можно сказать и о двигателях семейства “УД”.

Агрегаты трансмиссии

Очень редко умельцы комплектуют двигатели штатными коробками передач. Это происходит от того, что зачастую родная коробка не в состоянии обеспечить требуемое усилие на ведущих колесах, поэтому приходится искать варианты выхода из таких затруднений. Одним из вариантов является соединение относительно маломощного двигателя, например М-72 и коробки от ГАЗ-51 (53).

Для таких комбинаций приходится делать новый кожух сцепления или переходник с отверстиями для шпилек, который обеспечивает соосность коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. Переходник может быть изготовлен из стали или сплавов на основе алюминия.

При изготовлении трактора самоделки своими руками, умельцы зачастую снабжают его коробкой отбора мощности, вещью чрезвычайно нужной в случае необходимости работы с гидравлическими навесками. Коробки отбора мощности так же используются от серийной автомобильной или сельскохозяйственной техники, либо могут быть самодельными (принципиально сложного там ничего нет).

Мосты, как и колеса, можно использовать самые разные, от элементарного устройства от мотороллера “Муравей” до серьезных мостов от грузового автомобиля. Переделки моста, как правило, сводятся к укорочению чулков и полуосей (для придания необходимых размеров колее), а так же оформлении новых посадочных мест под подшипники полуосей в чулках.

Разработка проекта

Достаточно редко можно встретить самодельщика, который делает трактор по предварительно сделанным чертежам. Большинство поступает так: на ровной поверхности расставляют мосты с колесами, определяют место установки мотора с коробкой и начинают “по месту” раскраивать и сваривать элементы рамы.

Самоделка на базе Т-16

Затем по ходу работы вносят необходимые изменения в конструкцию. Не могу согласиться с таким подходом, лучше сначала сделать чертежи и эскизы, а потом браться за работу, чем переделывать потом элементы конструкции. Если иметь такой подход к делу, то самодельные трактора с ломающейся рамой (и с обыкновенной) будут выходить из домашнего сборочного цеха без необходимости каких-то доработок.

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать минитрактор из мотоблока, мотокультиватора или других агрегатов и подручных средств своими руками в домашних условиях. Так же рассмотрим технологии, схемы и чертежи самостоятельной сборки минитракторов с наглядными иллюстрациями

Модернизация отечественных мотоблоков с их последующим усовершенствованием до небольшого мини-трактора предполагает изготовление и установку дополнительного модуля (адаптера) или, проще говоря, водительского посадочного места, узла управления с рулевым механизмом и сцепкой для навесного оборудования. В результате такой нехитрой модернизации из мотоблока получается бюджетный минитрактор, способный работать с различным навесным оборудованием (плуг, окучник, борона, грузовая телега, косилка, снегоуборщик и пр.), и который его владелец имеет возможность собирать переделывать своими руками.

Посадочно-рулевой прицеп-адаптер пригоден для ведения небольшого фермерского хозяйства или для работ на дачном участке площадью, примерно, до 2 Га. Управление, получившимся сельскохозяйственным транспортным средством, осуществляется при помощи рулевой колонки и педали сцепления. Модульный прицеп быстро собирается и разбирается, удобно и легко транспортируется, занимая немного пространства во время хранения. При цене модуля около $700, вы получаете небольшой минитрактор, в любой момент который можно своими силами инвертировать в обычный мотоблок.

Мотоблочный посадочный прицеп дает ответ на простой, но емкий вопрос, который часто задают счастливые обладатели мотоблоков – как самому сделать минитрактор из мотоблока? Это устройство подходит для любого отечественного мотоблока российского производства. Способ сцепки рулевого модуля с мотоблоком осуществляется простым стандартным соединением при помощи трех сцепляющих болтов, как и в случае сцепки с любым навесным оборудованием. С таким посадочно-прицепной модульной приставкой, получившийся из мотоблока, минитрактор, может развивать скорость до 40 км/ч.

Адаптер имеет удобное управление, в состав которого входит рычаг переднего хода, руль, педали газа и заднего хода. Изготовлено прицепное устройство полностью из стандартных запчастей отечественного производства. Его можно купить в комплекте с мотоблоком, уже в собранном виде, или отдельно, как приставку, которую несложно присоединить к мотоблоку самостоятельно. Также производитель готов за определенную стоимость переделать посадочно-рулевой адаптер под ваш мотоблок, изготовив крепления под навесное оборудование любого вида.

Управляется такой минитрактор посредством поворота задних колес. Минимальный радиус поворота составляет 3.5 м, но за счет наличия заднего хода это значение снижается вдвое. Такой садовый трактор из мотоблока, по заверениям производителя, имеет устойчиво-положительные отзывы, он очень компактный и маневренный, а значит и эффективен на небольшом дачном участке. На заднюю часть рулевого адаптера устанавливается любое навесное оборудование, а рулевой механизм удобен в процессе движения минитрактора, существенно упрощая его эксплуатацию.

Собран минитрактор из мотоблока или мотокультиватора (далее МТ) в основном из серийных узлов и агрегатов отслужившей свое техники. Все их пришлось, естественно, перебрать, подновить износившиеся детали. Причем старалсв коренной переделке используемые серийные узлы и агрегаты не подвергать. Во-первых, потому что в случае выхода любого из них из строя замена уже особых трудностей не представит. Во-вторых, убедился: переделки, на которые охотно идут некоторые любители-конструкторы, грозвт подчас снижением прочности и надежности того, что переделывается.

Взять, к примеру, первичный вал коробки передач от автомобиля ГАЗ-51. Используя в КП-51 в конструкции самодельного минитрактора, трудно удержаться от соблазна укоротить именно его. Но ведь, обрезая вал, удаляют самое, пожалуй, ценное — шлицы. И теперь уже для закрепления на валу звездочки, шестерни и т. п. приходится сверлить в нем отверстие под болт или протачивать канавку под шпонку. Лишняя, на мой взгляд, работа! Кроме того, болт — не шлицы: при большой нагрузке его может попросту срезать. А будь самодельщин благоразумнее, не укорачивай, побереги вал — никаких проблем не возникнет. На шлицы ведь легко надевается диск сцепления с удаленными накладками, к которому можно прикрепить элементарно любую деталь: фланец, звездочку и т. п. Вдобавок на валу остается достаточно места, чтобы установить дополнительные приспособления по отбору мощности для других агрегатов: водяного насоса, сенокосилки, циркулярной липы...

Никаких переделок, доработок нет и у силового агрегата, в качестве которого использован практически безотказный двигатель от автомашины ГАЗ-69 мощностью 55 л. с, вместе со своей коробкой передач (имеющей три скорости вперед и одну назад) и сцеплением. Крутящий момент с КП-69, являющейся в данном случае первичной коробкой передач, передается на КП-51 непосредственно, без «мягких» соединений, благодаря фланцам, скреп-пенным наглухо болтами. Аналогичным образом осуществляется также связь КП-51 с фланцем кардана, установпенного на ведущей шестерне главной передачи. Перекосы здесь, естественно, недопустимы.


Точный центр продольной линии установки последовательно соединенных узлов силовой передачи от двигателя до колес заднего моста удается соблюсти, если саму предварительную сборку вести, как говорится, на весу, располагая все на подставках так, чтобы узлы находились в одной горизонтальной плоскости. Добившись отсутствия биений, болты на фланцах (муфтах) жестко фиксируют. Потом переносят конструкцию на раму мини-трактора, представляющую собой равнобедренную трапецию (высотой 2400 мм, с основаниями 680 мм и SS0 мм), выполненную из швеллера 120X50 мм на сварке, широкой попкой наружу.

Силовые и ходовые узпы крепят «по месту», производя окончательную доводку кинематики (чтобы нигде не возникало перекосов). Затем опробуют всю конструкцию. Пусть двигатель некоторое время поработает вхолостую, для чего приподнимают задние колеса над землей на козлах. Убедившись, что все в порядке, устанавливают на свои места остальные узлы и детали. Вообще-то я не сторонник слепого копирования чьей-либо, пусть даже самой удачной, разработки.

Убежден: рациональнее лишь ориентироваться на выбранную в качестве прототипа схему, используя в своей конструкции те детали и возможности, которые у данного самодельщина имеются. Поэтому, рассказывая о МТ-7, сознательно опускаю описание и конкретные размеры кронштейнов, распорок и прочих «мелочей», особенности крепления тех или иных деталей, узлов. Каждый в меру своих сил и способностей сам решит возникающие при изготовлении мини-трактора вопросы, в том числе — о замене, скажем, второй, дополнительной коробки передач от автомобиля ГАЗ-SI с коробкой отбора мощности и маслонасосом НШ (которых, допустим, у вас не оказалось под рукой) на аналогичные, взятые от другой техники. Компонуя их в единое целое, надо лишь не забывать: у КП-51 зубья шестерен прямые, мелкие; у других же зубьв да и шаг их нарезки иные. Значит, нужны и соответствующие им коробки отбора мощности.

Гидронасос соединен бензо- и масло-стойкими бронированными стандартными шпангами с маслораспредепителем (любого типа) и гидробачком, силовым цилиндром для подъема навесных агрегатов, бульдозерной лопатой, а также механизмом опрокидывания кузова прицепа.
Щиток приборов — комбинированный. Панель взята от автомобиля КрАЗ, приборы-указатели — от других машин с 12-вольтовым напряжением.
На правом переднем крыле МТ-7 вырезано прямоугольное отверстие — для того, чтобы видеть положение колеса при контроле его хода во время окучивания.

«Изюминкой» в конструкции МТ-7 является трансформирующийся передний мост. Использование данного технического решения позволяет легко и быстро менять ширину копей мини-трактора, который становится действительно надежным механическим помощником не только при вспашке поля, огорода, выполнении других (привычных для машин такого рода) операций; можно отлично обрабатывать муждурядьв, сажать и окучивать картофель, другие корнеплоды с учетом рекомендаций науки и практики.
В основе предложенной мною идеи — телескопически вдвигающиеся друг в друга конструкционные элементы. При этом размеры самой конструкции существенно изменяются. Например, при окучивании картофеля передние колеса МТ-7 отодвигаются друг от друга, и ширина колеи становится равной не 1080 мм, как обычно, а 1400 мм. Для грядок, нарезанных через каждые 700 мм, это оптимальный вариант.

А достигается столь выгодное новшество весьма просто. Вместо единой поперечной бапки берется два швеллера: 120X50 мм и 100X50 мм, скрепленные друг с другом тремя болтами Ml2. Длина швеллеров соответственно 680 мм и 730 мм. При расширении колеи бопты отвинчиваются. Верхний швеллер, легко скользя по нижнему, выдвигается на требуемое расстояние (в данном случае 320 мм). Затем оба швеллера вновь скрепляются болтами.
Естественно, при раздвижке переднего моста необходимо увеличивать и длину поперечной тяги. Последняя составлена из двух отрезков стальных уголков, вложенных друг в друга и скрепленных между собой тремя болтами М8. При изменении копей болты откручивают. Раздвинув поперечную тягу на требуемую длину, вновь скрепляют уголки болтами.

Особенности выполнения остальных узлов и элементов переднего моста ясны из иллюстраций. Отмечу лишь, что снизу, посередине поперечной балки-швеллера 120X50 мм, приварена втулка, представляющая собой отрезок стальной бесшовной трубы 30X5 мм (ГОСТ 8734-75) длиной 120 мм. Во втулку вставляется ось в виде болта М20, проходящего через отверстия в двух поперечных кронштейнах (изготовленных из уголка 50X50 мм), привинченных к раме мини-трактора симметрично относительно составной поперечной балки. Последняя балансирует на оси-болте, поворачиваясь при езде по неровной почве на угол, ограниченный с обеих сторон упорами из уголка 45X45 мм. Кронштейны для более жесткой фиксации дополнительно укреплены двумя расчалками, соединенными с рамой мини-трактора.

Рулевая колонка — от автомобиля УАЗ-452. У моего механического помощника она располагается с правой стороны. Поэтому и крепление рулевого механизма с рулевым приводом на МТ-7 само по себе особой сложности не представляет. Что касается рычага, то его снимают со шлицов и потом, повернув, снова насаживают, но уже в вертикальном положении.


Поперечная рулевая тяга! При всей необычности ее раздвижной, конспективно изложенной выше конструкции изготовить это важное звено не так уж и трудно. Особенно для того, кто хорошо знаком с газоэпектросваркой. Ведь требуется всего-навсего приварить наконечники с шаровыми пальцами к элементарной системе из двух скользящих друг по другу уголков 30x30 мм, скрепляемых тремя болтами М8..

Итак, при окучивании, скажем, картофеля переднее левое колесо выдвигается вместе со швеллером 100Х 50 мм и уголком 30X30 мм вбок на 320 мм. Колея по переднему мосту становится равной 1400 мм. Увеличивается на соответствующую величину и колея по заднему мосту. Но не за счет трансформации последнего, а путем установки на месте левого заднего колеса другого: специального, имеющего особую конструкцию.

Нетрудно заметить, что от обычного это съемное, используемое лишь при работе с расширенной колеей, колесо отличается приварной ступицей. Располагаясь между «основной» и «кольцевой» частями разрезанного автогеном диска, последняя как бы увеличивает длину задней балки. И вместо стандартной для МТ-7 колеи по заднему мосту — 1000 мм — получается (с учетом «автомобильного» способа крепления данного колеса) 1400 мм.

В отличие от передних колес, имеющих шины 6,5-16 (от автомобиля «Волга»), задние копеса у МТ-7 — с шинами от трактора МТЗ-52, типоразмер которых (6,5-20) позволяет легко монтировать их на дисках копес от автомобиля ГАЗ-51. Съемное колесо здесь также не является исключением.

Но продолжим дальше:
Рисунок протектора — «в елочку». Для увеличения сцепной массы мини-трактора можно рекомендовать привертывание съемных грузов или заполнение камеры через вентиль примерно на 2Д объема водой (с наступлением низких температур — 25%-ным водным раствором хлористого кальция, замерзающим при минус 32°С). При повышении влажности почвы, когда взаимная связь ее частиц нарушается, повышение силы тяги указанным выше приемом не обеспечивается. В этих случаях целесообразно снижать давление в шинах.
Задний мост от автомобиля ГАЗ-51 привлекателен для многих самодеятельных конструкторов мини-техники. Своей надежностью, доступностью, наконец. Но вот длина...

На чулках ЗМ острым зубилом срезают шляпки заклепок и с помощью пробойника «утапливают» их внутрь, чтобы потом кувалдой осторожно выбить чулки из корпуса. В случае необходимости порой приходится посадочные места прогреть паяльной лампой. А чтобы впоследствии не мучиться при сборке, добиваясь точного совмещения взаимосопрягаемых деталей друг с другом,— позаботиться о своевременном нанесении на чулках и корпусе дифференциала специальных рисок (зубилом, до разъединения составных частей).

Чулки протачиваются по диаметру посадочной поверхности до подушки рессор, после чего левый резцом укорачивают на 180 мм, а правый — на 235 мм со стороны дифференциала. Обрезанные чулки вставляются назад, в свои посадочные гнезда. А чтобы их основательно закрепить, через старые отверстия в дифференциале, где прежде находились выбитые внутрь заклепки, просверливаются в чупках новые. Прежние (или изготовленные специально с диаметром на 0,1 мм большим) заклепки вбиваются в эти отверстия и завариваются заподлицо электросваркой. После сборки всего моста он устанавливается на мини-трактор. К раме этот ЗМ крепится на болтах Ml2, проходящих через отверстия, предусмотрительно проделанные в нужных местах. Размер А выбирается таким, чтобы минимальная ширина колеи по заднему мосту составляла 1000 мм.
Что касается полуосей, то они засверливаются со стороны фланцев строго по центру на глубину, равную толщине самого этого фланца. Диаметр сверла — чуть меньше диаметра полуоси. Далее полуось протачивают по диаметру сверла на соответствующую длину (см. рис., размер Б). Для правой полуоси это будет 235 мм. а для левой — 180 мм. Каждая вставляется в свой фланец и с обеих сторон основательно заваривается (применять электросварку, не автоген!]. Чтобы металл лри этом не «отпускался», периодически охлаждают полуось с фланцем водой. Затем полуоси укорачивают, убирая резцом на токарном станке все лишнее.

Еще к системе электропитания купил новый аккумулятор. Воздушный фильтр решил оставить тракторный. Он, конечно, большегабаритный и требует обслуживания, но зато очень эффективный. Теперь о вновь изготовленной раме. Она хотя и пространственная, но довольно простая. Ее основу составляют два лонжерона, выполненных из стального равнополочного уголка № 4 (40x40x4 мм).

Но уголки при этом состыкованы по длине кромками полок и сварены в квадратную трубу. Лонжероны сделаны составными, поскольку на их протяжении пришлось и изменять расстояние между ними, и поднимать заднюю часть над передней. Передняя часть рамы поуже, чем задняя, — для возможности поворота направляющих колес. Кроме того, она двухъярусная. Это вызвано необходимостью подгонки рамы одновременно к разнородным агрегатам — москвичовскому двигателю и китайским узлам трансмиссии, а также к подвеске балки переднего моста.

При этом балка к раме подвешена посредством переходной плиты, использованной от того же китайского мини-трактора, но доработанной. Часть плиты просто отрезана за ненадобностью, а в ушках оставшейся части просверлены новые крепежные отверстия. Чтобы балка не болталась на центральном шкворне и не стучала о раму, к лонжеронам в этих местах прикрепил толстые резиновые амортизирующие прокладки.


Задняя часть рамы тоже пространственная, но здесь лонжероны просто загнуты вверх под крутым углом, а затем опять направлены в горизонтальной плоскости. Такой изгиб потребовался для того, чтобы пристыковать, и прикрепить раму к балке заднего моста сверху — там уже были резьбовые отверстия М12. С их помощью здесь раньше (в штатном варианте) к балке крепились крылья через довольно высокие втулки-проставки.

Теперь же место проставок заняли трубы лонжеронов да еще прокладки из твердой резины. Поперечных элементов у рамы немного — две траверсы да подмоторная поперечина. Все они находятся в передней ее части. В задней же части связующим звеном у рамы является балка заднего моста. Бампер можно считать тоже частью рамы, но он изготовлен как отдельный элемент и крепится к ней четырьмя болтами М12. Бампер я сделал новый — помассивнее и габаритнее, чем штатный, предполагая в будущем навесить на него ковш мехлопаты.

Надо отметить, что отверстия в раме для крепежа узлов и агрегатов сверлились в основном по месту, после тщательной выверки положения последних. Задний мост использован полностью «китайский», а вот колеса здесь пришлось приспособить от трактора «Беларусь», хотя шины на них тоже штатные. Навеска для подсоединения почвообрабатывающих орудий вместе с однолемешным плугом была в комплекте (а точнее в «недокомплекте») смини-трактором.

Но поскольку двигатель установил более мощный, для увеличения производительности при пахоте сделал еще один лемех по образцу и подобию первого и дополнительный узел для его крепления на плуге. А чтобы машина не буксовала из-за недостатка массы при таких усилиях, на колеса закреплял тяжелые чугунные диски. Поскольку с самого начала мини-трактор предполагал использовать в качестве тягача грузового прицепа от легкового автомобиля, то для сцепки с ним изготовил шаровой форкоп.
Но в этом узле самодельный лишь стыковочный элемент, а шар — промышленного изготовления. У прицепа (он самодельный) сцепное устройство тоже промышленного изготовления. Технические требования запрещают использовать кустарные изделия в устройствах подобного типа.

Правда, форкоп препятствует свободному доступу к валу отбора мощности (ВОМ), но пока этот механизм у меня остался незадействованным и прикрыт пластмассовым колпачком. Надо отметить, что большинство органов управления: рулевой механизм, тормозная система, сцепление были у мини-трактора в порядке и я использовал их практически без переделок. Только в связи с увеличившимся расстоянием до переднего моста пришлось удлинить продольную рулевую тягу.

Здесь стоит отметить, что рулевое управление трактора довольно простое и не имеет трапеции. Поворотные рычаги на цапфах колес соединены между собой одной поперечной тягой. В системе гидравлики отсутствовали насос и фильтр тонкой очистки масла.

Данные агрегаты подошли без подгонки и переделок от отечественных тракторов. Этот факт косвенно подтвердил услышанную на рынке версию о том, что трактор был спроектирован в нашей стране. Приборов световой сигнализации в приобретенных узлах не было, а потому их пришлось приобретать и монтировать заново. Передние фары — от сельскохозяйственной техники, огни поворотов — от автомобиля «Нива», задние блоки сигнальных фонарей — от «Волги» ГАЗ-24.

Двигатель для этого мини-трактора использован от мотороллера «Вятка-150 М». Подойдет и от не менее популярного среди самодельщиков «Туриста». Мощность его составляет 7 п. с. Как показала практика, этого вполне достаточно для универсальной мини-машины, основное предназначение которой — механизация различного рода работ на пришкольном участке, а также очистка территории от снега и транспортировке грузов на (тоже самодельном) прицепе.
Надежное охлаждение двигателю обеспечивает принудительный обдув. Запуск осуществляется съемным кикстартером по типу автомобильного. На выходном валу двигателя установлена втулочная муфта (соединение Эв. 32X1, 5X20). Другим концом муфта передает крутящий момент (соединение шлицевое 8X32x38) на не столь уж дефицитную коробку передач от автомобиля ГАЗ-69.

Выходной вал КП соединен жестким карданным шарниром с главной передачей заднего моста. В качестве последнего использован соответствующий блок от списанного электрокара. Блок этот передает крутящий момент (благодаря четырехзаходному червяку) с i=12:1 на ведущие колеса. В итоге вся конструкция имеет 12 передач: 3 из них — назад, а все остальные — вперед, что позволяет выбрать оптимальный режим работы двигателя в запроектированном диапазоне скоростей «Гномика»: от 0.5 до 15 км ч. Для обеспечения трактору крутых поворотов, а также удержания его на стоянках, подъемах и уклонах служит ленточный тормоз.

Причем конструкция данного тормоза имеет много общего с аналогичными устройствами, нашедшими широкое применение в сельхозтехнике промышленного изготовления. А особенность в том, что использованная от списанного комбайна «Нива» стальная лента с приклепанными к ней фрикционными накладками охватывает самодельный (Ст45) тормозной барабан.

Диаметр его рабочей поверхности 200 мм, ширина — 60 мм. При нажатии на педаль тормоза рычаг стягивает ленту вокруг барабана, осуществляя торможение трактора. Для установки изначального зазора между тормозным барабаном и лентой предусмотрено регулировочное приспособление. Рама мини-трактора— сварная, прямоугольной формы.

Изготовляется из отрезков стального швеллера №8. Поперечины служат одновременно и кронштейнами для установки двигателя, коробки передач, других не менее ответственных узлов конструкции трактора. На стремянках крепится к ней (на иллюстрациях не показано) и задний мост от уже упоминавшегося электрокара. А впереди, на приваренных щечках-косынках из стального листа (Ст45 толщиной 15—20 мм), в которых выполнены отверстия диаметром 30 мм (на рисунке отсутствуют),— ось качания переднего моста.

Последний — самодельный. Конструкция его тоже сварная. Выполнена из отрезков толстостенных стальных водогазопроводных труб соответствующего диаметра и по внешнему виду напоминает передний мост трактора «Беларусь». Вертикальные втулки снабжены бронзовыми гильзами — подшипниками скольжения. Рулевой механизм используется от списанного польского автомобиля «Жук», обеспечивая достаточную маневренность, легкость в управлении, столь необходимые для школьного мини-трактора.

Машина имеет возможность без каких-либо сложностей развернуться даже на «пятачке» радиусом чуть больше двух метров. Передние колеса мини трактора со ступицами взяты от отслуживших свое тракторных граблей. Размер шин 5,00X9". Можно использовать и другие колеса. Скажем, от мотоколяски СЗА, имеющие шины 5.00Х 10". Задние же — от ведомых колес трактора Т-16 с последующим нарезанием протектора. Вполне приемлемы в качестве ведущих и ведомые колеса от другой техники при типоразмерах шин от 6,5X16" до 9,00X16".

Например, от комбайна СК-4, тракторов Т 28, Т-40. Топливный бак самодельный. Можно воспользоваться также и готовым — от выпускаемой промышленностью печи «Дымок», соответствующим образом приспособив его. Емкость — 6,7 л, что позволяет мини-трактору без дополнительной заправки непрерывно трудиться (в зависимости от вида выполняемой работы] в течение 3—4 часов.
.
Облицовка — из листовой стали толщиной 1,5 мм. Покрыта защитной автоэмалью ярких, радующих глаз и удовлетворяющих требованием технической эстетики расцветок. Хорошо смотрится, например, сочетание желтого с оранжевым или красным. Особенно если применена для защитной окраски польская эмаль. Сиденье использовано от списанной «Нивы».
Предусмотрена регулировка его по всем эргономическим параметрам, чтобы обеспечить удобство в работе водителю. Спереди на раме трактора располагается противовес из распиленных пополам двух балластных блоков от ДТ-20. Размеры каждой такой половины: 140х50x220 мм. Крепление — на болтах M12, с внутренней стороны рамы.
Конструкция школьного мини-трактора такова, что практически исключает случайное прикосновение к вращающимся и другим представляющим во время работы повышенную опасность деталям. Там, где это необходимо, предусмотрены дополнительные кожухи и щитки ограждения. Из иных особенностей конструкции обращает на себя внимание техническое решение, позволяющее осуществлять ручное и ножное управление дросселями с помощью одного тросика.


Присоединенная к рычажку внешняя оболочка служит для ручного управления (рукоятка газа), а пропущенный через отверстие в муфте стальной канатик выполняет функцию гибкой тяги от педали. Не является шаблонным, по мнению специалистов, и выполнение рычага переключателя скорости. Корпусом служит здесь ручка газа от спортивного мотоцикла «Ява».
А в качестве шкива, на который наматывается стальной канатик тросика, используется сточенный до соответствующих размеров (внешний диаметр 45 мм, глубина канавки 6 мм| ролик переключения передач от «Вятки» любых модификаций. Шпиц у ролика убран. Вместо него — отверстие под ось диаметром 14 мм. В щечке сделаны прорези, заканчивающиеся отверстиями диаметром 6 мм под зажимаемые внутрь (как у бобины-катушки с магнитофонной лентой) концы канатика.
Что касается прицепа, плуга, других навесных орудий, то они для читателей «М-К», можно сказать, традиционны. Рама прицепа, в частности, выполнена из отрезков стальной толстостенной водогазопроводной трубы. Подвеска — на укороченных до 650 мм рессорах от автомобиля ГАЗ-69. Колеса в цепях большей унификации конструкции взяты опять-таки от списанных тракторных граблей. Плуг мало чем отличается от того, чертеж и описание которого приводится, например, в №7 журнала за 1981 год.
Основой конструкции может быть предплужник от старого навесного плуга с приваренным к отвалу отражателем, снабженный опорной плитой из высококачественной конструкционной стали. Долото же и окучник рекомендуем использовать заводского изготовления. Скажем, от списанного культиватора. Снегоотвал, которым может оснащаться мини-трактор,— это, по сути своей, устанавливаемая на специальных жестких тягах лопата мини-бульдозера. Изготавливается из 8-мм чуть изогнутого в вертикальной плоскости стального листа (СтЗ) размерами 550X1100 мм, усиленного снизу пластиной-ножом шириной 75 мм (от зиловской, пришедшей в негодность рессоры]. Не исключена возможность использования бороны, других прицепных орудий. А для разуплотнения верхнего слоя почвы — и плоскореза. На раме имеются для этого (и иных целей] буксирный узел.
Взят он от списанного грузового автомобиля (марка в данном случае роли не играет]. Укреплен сзади, на поперечине. Мини-трактор «Гномик» интенсивно эксплуатируется в школе уже не первый год. Поломок, иных неисправностей за все это время в нем не возникало. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНИ-ТРАКТОРА «ГНОМИК»
Габариты, мм.......1000X1965X1300
База, мм..............1300
Ширина колеи, мм...........850
Минимальный радиус поворота, мм.....2500
Дорожный просвет, мм..........280
Двигатель — бензиновый, двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением, «Вятка-150 М»
Мощность двигателя, л. с..... .... 7,0
Число передач.........12 (3 — назад)
Максимальная транспортная скорость, км/ч. 15
Минимальная рабочая скорость, км/ч.....0,5
Конструктивная масса, кг.........550
Грузоподъемность прицепа, кг.......1000

Чтобы мини-трактор не стоял без дела, надо позаботиться о комплекте разнообразных навесных и прицепных сельхозорудий. И прежде всего для качественной вспашки, механизированной посадки (скажем, того же картофеля, других ценных культур), междурядной обработки и уборки выращенного урожая.
Рекомендую для вспашки обзавестись одно- и полутораконными плугами, которые можно сделать своими силами. Устанавливаются эти почвообрабатывающие орудия в гнездах специальной рамы: сварной, из швеллера 80Х Х40 мм (см. иллюстрации), специальный регулировочный механизм, обрезиненное колесо и исполнительный механизм гидропривода подвески. А так как у МТ-7 при вспашке правые колеса идут по борозде, то плуги заранее устанавливаются с таким отклонением от вертикали вправо, чтобы во время работы они приняли перпендикулярное положение (компенсацию дает сам наклон корпуса мини-трактора).

Соответственно и носок у каждого плуга необходимо развернуть на 1—2 градуса, но уже влево. Тогда сопротивление земли, «выбрав» все зазоры, развернет машину (опять же вправо), и оба орудия окажутся в продольной плоскости мини-трактора.
Нарезка гряд осуществляется тремя окучниками (см. соответствующую иллюстрацию). При посадке клубней окучники переставляются соответственно в другие гнезда, и при одном заходе мини-трактора высаженные в готовую борозду клубни засыпаются с двух сторон окучниками. Одновременно с этим третий окучник, установленный левее второго на 350 мм и чуть позади его, нарезает новую борозду для посадки клубней следующей грядки. То есть за один проход МТ-7 выполняет и заваливание предыдущей, и подготовку новой борозды.

При окучивании же картофеля передний мост, как уже говорилось ранее, раздвигается с одной, левой стороны до колеи 1400 мм. Заднее левое колесо заменяется на другое — специальное, с приваренной удлиненной ступицей. И повреждений у обрабатываемого картофеля не возникает.

В данной статье будет описан процесс изготовления самодельного минитрактора своими руками (в заключении статьи предоставляется видео), рассказано о видах данной агротехники, преимуществах использования.

Область сельскохозяйственной деятельности у многих из нас имеет ассоциации с обработкой почвенного покрова. Но чтобы выращивать какие-либо овощи, фрукты, ягоды необходимо не только вспахивать землю и удобрять ее, но и постоянно поливать и избавляться от сорняков. Отличным помощником в решении подобных задач станет мини трактор. Данная агротехника существенно упрощает работу.

Хотя минитрактор имеет маленькие размеры, с поставленными задачами он справляется успешно: вспахивание почвенного покрова, ее рыхление, скашивание травянистой растительности и другие разнообразные работы, которые имеют связь с обработкой земли для посадки разных растений.

Крупные предприятия, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, применяют мини трактора отечественного производства. Как быть обычному фермеру? Ввиду ограниченных денежных средств частные фермеры могут использовать самодельную агротехнику.

Виды

Всего существует три вида данной агротехники:

  1. Техника, которая имеет множество функций, способная исполнять разнообразные работы, например, обработка земли, скашивание травянистой растительности, избавление от мусора и тому подобное. Данные минитрактора оборудуют мотором, имеющий среднюю мощность – это будет приемлемо для обработки приблизительно шести гектаров земли. Также трактора можно оснастить приборами навесного типа, что поможет увеличить ряд поставленных задач.
  2. Трактора, задача которых заключается только в скашивании травы и избавлении от мусора. Данная машина способна обрабатывать только два гектара участка. Особенно часто данный вид применяется для стрижки газона.
  3. Райдер. Это последний вид мини трактора. Основная задача этой агротехники заключается в том, чтобы удобрять почву и вносить минеральные вещества. При оснащении дополнительного оборудования можно использовать и для обработки почвенного покрова. Однако площадь обрабатываемой территории в этом случае будет небольшая.

Преимущества и недостатки

Стоит сразу отметить, что данными самодельными машинами пользуются в основном частные фермеры. Основные преимущества мини тракторов, сделанных своими руками:

  1. Отличная глубокая обработка земельного участка. Если обрабатываемая почва является каменистой, то ее очень трудно физически обрабатывать вручную. Поэтому мини-трактор в этом случае незаменим, который за короткий промежуток времени справится с поставленным заданием;
  2. Данную агротехнику очень удобно использовать на маленьких по площади участках для обработки огромных полей (более десяти гектаров) подойдет только обыкновенный стандартный трактор.
  3. Общая маленькая стоимость. Сделанный своими руками мини-трактор, поможет вам сэкономить приличное количество денег. При этом все расходы будут включать финансовые средства, потраченные на необходимые материалы, для сооружения агротехники. Также не требуются дополнительные затраты на ремонтные работы;
  4. Минитрактор можно оснастить дополнительными аппаратами, тем самым вы сможете увеличить число функций этой машины. Сооружение не имеет огромного веса.

Самодельный агрегат также имеет ряд недостатков:

  1. Хозяину, который хочет самостоятельно сделать мини-трактор, придется искать материалы самому, и это достаточно длительный процесс;
  2. Может использоваться какая-то редкая комплектующая часть для сборки ее может очень сложно отыскать. Однако, для сборки используются материалы, которые очень просто найти на рынке, а также их легко можно будет заменить в случае поломки;
  3. За сделанный своими руками трактор нужно получить разрешение для езды по дорогам города, иначе в противном случае вы может получить серьезный штраф.

Но это не такие серьезные минусы, преимуществ больше и они значительнее.

Руководство по сборке

Соблюдайте определенный алгоритм действий для сборки данной агротехники:

    1. В самом начале необходимо сделать раму. Для этого применяют стальной швеллер. Также в общей конструкции должны присутствовать быстросъёмные грузозахватные приспособления (траверсы). Траверсы должны находиться с передней и задней части. Также должны располагаться основные силовые элементы (лонжероны). Чтобы сделать раму, нужно немного уменьшить в размерах ширину передней части. После этого станет возможным сделать деталь в форме трапеции. Не забудьте сделать в раме небольшое отверстие – это поможет в будущем крепить остальные устройства;
    2. Далее используются стойки, которые необходимо приварить к уголкам. Роль стоек заключается в создании подрамки. Дополнительно их надо объединить вверху конструкции. Потом на раму надо прикрепить агрегат колесной машины (задний мост);

  1. Потом идет установка мотора. Мотор должен иметь достаточную мощность. Для установки подойдет двигатель обычного мотоцикла;
  2. Установка коробки передач осуществляется на раме. Она должна находиться в направлении к водителю. В будущем это поможет легко управлять трактором;
  3. Создание рулевого управления. Для управления подойдет руль, взятый с легкового автомобиля отечественного производства. В крайнем случае можно воспользоваться рулем мотоцикла;
  4. Установка тягово-сцепного устройства. Оно предназначено для прицепа.
  5. Создание тормоза. Потом осуществляется подключение электрической системы.

Если вы занимаетесь небольшим фермерским хозяйством, такая техника, как минитрактор вам необходима. С ним вы сможете выполнить массу повседневных задач сельскохозяйственного назначения за короткий промежуток времени.

Сделать своими руками мини трактор не составляет особого труда. Конечно, необходимо иметь определенные знания. Приобрести их можно при просмотре видео:

Сельскохозяйственные мотоблоки имеют один серьезный недостаток – оператору приходится пешком передвигаться по обрабатываемому участку вместе с ними. В результате довольно быстро наступает усталость, да и время выполнения работы увеличивается, что приводит к резкому снижению эффективности трудозатрат. Другое дело – мини-трактор, который имеет полноценную колёсную базу и рулевое управление. Но купить такую технику может позволить себе не каждый. Поэтому в аграрной среде всё чаще можно встретить самодельные минитракторы, которые конструируются на базе профессиональных или полупрофессиональных мотоблоков.

Переделка мотоблока в минитрактор: основные моменты

В отличии от любительской техники профессиональная и полупрофессиональная имеет больший и мощность. Например, из мотоблока с дизельным двигателем на 9 л.с. можно сделать вполне приличный мини-трактор для вспахивания и культивирования. В конечном же счёте все зависит от целей, которых собирается достичь владелец модифицируемой техники.

Конструирование и сборка самодельного минитрактора - задача не простая, но выполнимая. И для успешного её решения необходимо сосредоточиться на двух моментах:

  1. Разработка кузова и рамы, а также схемы их соединения с основой мини-трактора – мотоблоком.
  2. Разработка кинематической схемы.

Рама и кузов самодельного выполняются из металлических уголков или профилированных труб. При расчёте конструкции необходимо учитывать соотношение её веса с мощностью мотора, а также сопротивление, которое машина будет преодолевать при выполнении различных видов работ.

Если в качестве основы для самодельного минитрактора вы выбираете мощный мотоблок, это позволяет использовать готовые автомобильные или мотоциклетные прицепы. Более того, ведущие производители мотоблоков давно предусматривают конструктивную возможность подключения таких прицепов к выпускаемой технике.

Кинематическая схема самодельного мини-трактора представляет собой комплекс конструктивных решений, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя мотоблока к ведущим (преимущественно задним) колёсам. При расчете нужно распределить нагрузку на ведущую ось равномерно - от этого напрямую зависят как надежность и долговечность, так и функциональность, то есть возможности использования техники.

Минитрактор своими руками: с чего начать?

На самом деле существует множество вариантов самостоятельного конструирования минитрактора. Однако принципы всюду используются приблизительно одинаковые:

  1. разворачивается в сторону оператора и фиксируется на раме.
  2. Управление реализовывается с помощью рулевых тяг.
  3. Применяется гидравлический барабанный тормоз.
  4. Для тормоза и сцепления используется педальное управление.
  5. Для акселератора и навесного оборудования применяется ручное управление.
  6. Сидение оператора размещается над задней ведущей осью.

Одним из самых простых способов создания минитрактора своими руками является покупка адаптера – двухколёсной тележки с сиденьем для оператора и агрегатной системой (для установки навесного оборудования).

Очевидно, что для сборки минитрактора понадобятся различные запчасти. Их можно легко найти среди автомобильных. К примеру, барабанный тормоз для ведущих колёс, рулевую рейку и узлы педального управления можно взять из легкового автомобиля ВАЗ. Таким же образом - путём поиска на рынке автозапчастей - подбирается и , и сиденье, и прочие конструктивные части для самодельного мини-трактора.

Но кроме запчастей необходимо иметь под руками и целый арсенал инструмента – сварочный аппарат, дрель, дисковую пилу, гаечные ключи и т.д. И очень желательно, чтобы в процессе сборки минитрактора вы имели доступ к специально оборудованной мастерской или в случае необходимости могли воспользоваться услугами специалистов по сварке, фрезерованию, слесарному делу и авторемонту.

Рама минитрактора

Ходовая часть - основа минитрактора. Главным её качеством должна быть надёжность, однако нужно внимательно следить за общим весом конструкции, дабы обеспечить нормальное сцепление колёсной базы с почвой при выполнении работы и одновременно не перегружать двигатель.

Для изготовления рамы самодельного минитрактора средней мощности подойдёт облегчённый швеллер, профилированная труба или металлический уголок. Габариты конструкции, сборка которой выполняется методом сварки, должны отвечать размерам машины. По контуру рамы необходимо выполнить отверстия для навески и закрепления конструктивных элементов минитрактора.

Соотношение веса рамы и её прочности должно быть оптимальным. Не стоит перегружать конструкцию дополнительными рёбрами жёсткости, как и экономить на металле, жертвуя общими показателями надёжности.

Перед тем как приступить к сборке рамы необходимо определиться с тем, какие прицепы и вы собираетесь использовать при работе с ним. И чтобы не потерять мысль в процессе конструирования, перед началом работы следует выполнить чертежи будущей машины и её основных узлов с основными размерами. Для этого можно использовать готовую документацию, которую нужно адаптировать под конкретные параметры вашего минитрактора.

Передний и задний мосты

Эти узлы создаются из отдельных запчастей и узлов, снятых с легковых или даже грузовых автомобилей либо другой сельскохозяйственной техники. Впрочем, некоторые детали, как и саму сборку вам доведётся выполнить самостоятельно.

Чтобы изготовить передний мост, вам понадобятся:

  • поперечная балка;
  • втулки опорных поворотных осей;
  • втулки осей;
  • поуоси колёс;
  • (шариковые и роликовые);
  • болтовые соединения.

С функцией поперечной балки отлично справится отрезок профилированной трубы или металлического уголка. Для изготовления же втулок полуосей сгодится конструкционная сталь 45. Опорно-поворотные втулки выполняются из профилированной трубы, доработанной под установку подшипников, и закрываются стальными крышками из стали марки ст3. Узел переднего моста, состоящий из цилиндрической обоймы и роликовых подшипников приваривается по центру поперечной балки. С помощью крупных болтов мост необходимо закрепить ко втулкам в поперечной балке рамы.

Сила затяжки болтовых соединений отвечает за величину люфта передней оси относительно конструкции минитрактора. Слишком жёсткое, равно как и чересчур свободное закрепление негативно отражается на комфорте в управлении, поэтому люфт должен быть оптимальным.

Аналогично выполняется сборки заднего моста. Готовую конструкцию можно позаимствовать, скажем, у автомобиля УАЗ. Длинный чулок такого моста необходимо будет укоротить – так можно будет использовать стандартные короткие полуоси. Не помешает защитить задний мост, а вернее его сварные соединения от возможных ударов в процессе работы. Для этого применяется суппорт – металлический уголок, наложенный вдоль сварных швов сборной конструкции моста.

Колёсная база и кинематическая схема

Выбор колёс для самодельного минитрактора заслуживает отдельного внимания. Вполне возможно использовать колёса от легковой машины, однако здесь следует соблюдать размерность. Оптимальные габариты колёсных дисков для составляют 12-14 дюймов. При выборе меньшего диаметра существует риск того, что машина в процессе работы будет зарываться носом в грунт. С другой стороны, если передние колёса будут слишком большими, оператору для выполнения манёвров придётся прикладывать недюжинные усилия. Впрочем, для облегчения процесса управления машиной всегда можно использовать гидроусилитель руля от легкового автомобиля или другой сельскохозяйственной техники.

Покрышки колёс минитрактора должны иметь развитые грунтозацепы. Это увеличит манёвренность машины, снизит нагрузку на ходовую часть и облегчит процесс управления.

Что касается кинематической схемы, лучше использовать готовые варианты, поиск которых в настоящее время не отнимет много усилий. Схему необходимо адаптировать под параметры узлов, которые вы собираетесь использовать для создания минитрактора. Небесполезно будет продумать возможность подключения навесного оборудования, что многократно повысит функциональность самодельной машины.

Система управления и сиденье оператора

После изготовления и монтажа ходовой части можно приступать к реализации кинематической схемы и установке системы управления. Самое главное в этом деле – правильно разместить . С этой ролью отлично справится переднее сиденье от легкового автомобиля, которое легко отыскать на автосервисах и в мастерских, занимающихся разборкой автотехники.

Рулевое колесо должно быть установлено на оптимальной для оператора высоте. Руль не должен мешать свободному размещению колен – его необходимо монтировать так, чтобы в положении сидя работа с ним не вызывала дискомфорта.

Все необходимые детали для педального, ручного и рычажного управления машиной и её функциональными узлами можно отыскать там же, где и сиденье и все остальные запчасти - в мастерских или на рынке.

Установка двигателя и обустройство кузова

После сборки ходовой части, реализации кинематической схемы и установки сиденья оператора с системой управления можно приступать к монтажу главного агрегата минитрактора – двигателя. Для его надежной фиксации на раме следует использовать специальную плиту с пазами – она же придаст ходовой части дополнительную жесткость. Далее нужно проложить электрические и механические цепи системы управления, подключить и настроить работу системы управления.

Обшивка кузова выполняется по желанию пользователя, однако некоторые узлы и элементы конструкции всё же лучше закрыть. Это предотвратит их загрязнение и выход из строя в случае контакта с посторонними предметами и почвой.