О железнодорожных войсках российской федерации. Войска ЖДВ. Железнодорожные войска России

    Железнодорожные войска составная часть вооружённых сил некоторых государств, участвующая в обеспечении обороноспособности государства. Железнодорожные войска являются специальными войсками и предназначены для строительства, восстановления и … Википедия

    Специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства и заграждения железных дорог на театрах военных действий. Организационно сведены в соединения, части и подразделения. Впервые Ж. в. зародились в России в 1851, когда на …

    В 1905 1907, выборные демократические организации на ж. д. России, возникшие в ходе Революции 1905 1907 для руководства стачечным движением. Осенью 1905 Ж. к. Сибирской, Забайкальской, Среднеазиатской, Ташкентской и некоторых др. дорог… … Большая советская энциклопедия

    Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

    День железнодорожных войск России - 6 августа в России отмечается День Железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был установлен указом президента РФ от 19 июля 1996 года Об установлении Дня Железнодорожных войск Российской Федерации. В настоящее время празднуется в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Вооружённые Силы Российской Федерации … Википедия

    Вооружённые Силы Российской Федерации … Википедия

    Вооружённые Силы Российской Федерации … Википедия

Книги

  • Ребятам о ракетах Боевые ракеты России от Петра I до наших дней Книга увлекательных рассказов для школьников гимназистов суворовцев и кадетов , Первов М.. Прочитав книгу"Ребятам о ракетах", вы найдете ответы на вопросы о том, почему ракеты летают, как они устроены, кто изобрел боевые ракеты, как ракеты были установлены на самолете, танке и…
  • Самостоятельные женщины и их мужчины , Евпланов Андрей. Действие остросюжетного романа "Самостоятельные женщины и их мужчины" начинается в начале ХХ века. Русский офицер, герой Порт-Артур, направлен на службу в Царство Польское. Здесь он…

Железнодорожные войска РФ - специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, технического прикрытия и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой деятельности Вооруженных сил и бесперебойной работы железнодорожного транспорта как в мирное, так и в военное время. Железнодорожные войска организационно не входят в систему МПС, но тесно взаимодействуют с его структурами в вопросах обеспечения бесперебойной деятельности, необходимой провозной способности и живучести действующих и строительства новых железных дорог.
Железнодорожные войска состоят из Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России) соединений, воинских частей, научно-исследовательских учреждений, организаций и военных учреждений профессионального образования. ФСЖВ имеет в своей структуре аппарат директора Федеральной службы - командующего железнодорожными войсками РФ, штаб железнодорожных войск и самостоятельные управления и отделы. ФСЖВ, созданная в 1995 г. (вместо Федерального управления ж.-д. войск, действовавшего с 1992 г. как государственное учреждение при МПС), непосредственно руководит ж.-д. корпусами, а также воинскими частями и учреждениями центрального подчинения.
Датой образования железнодорожных войск России считается 6 авг. 1851 г.- день, когда Николай I утвердил Положение о составе управления Петербург-Московской железной дорогой, на основании которого были сформированы 14 военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфическая роты. Это были первые в мире военно-железнодорожные формирования. Указом Президента РФ от 19 июля 1996 г. № 1040 «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации» таким днем объявлено 6 августа. В 2001 г. в этот день было торжественно отмечено 150-летие железнодорожных войск в России. Первый постоянный железнодорожный батальон в русской армии создан в 1876 г., еще два батальона - в 1877 г. В русско-турецкой войне 1877-1878 гт. железнодорожные войска получили первый значительный опыт в восстановлении, строительстве и эксплуатации фронтовых железных дорог на территории Румынии, Болгарии и Турции, создали первый перегрузочный район на стыке дорог с разной шириной колеи. В 1880-1888 гг. в сложных условиях - в зоне подвижных песков и пустыни - военные железнодорожники построили, а затем эксплуатировали островную Закаспийскую железную дорогу от восточного побережья Каспийского моря до Самарканда длиной ок. 1500 км.
В 1903 г. военные формирования были переведены из Главного инженерного управления в подчинение Главного штаба. В русско- японской войне 1904-1905 гг. войска обеспечивали эксплуатацию КВЖД, сооружали и эксплуатировали узкоколейные железные дороги в Маньчжурии. В годы Первой мировой войны 1911-1914 гг. значительно выросли роль и численность железнодорожных войск. В состав каждого фронта входило по 2-3 железнодорожные бригады, которые проводили работы по восстановлению, заграждению и строительству новых дорог. В МПС впервые были сформированы головные ремонтные поезда, которые вместе с войсками участвовали в восстановительных работах. К концу войны численность железнодорожных войск составляла ок. 130 тыс. человек.
Красной Армии железнодорожные войска созданы в окт. 1918 г. в виде отдельных рот, в 1919 г. переформированы в дивизионы и сведены в бригады. В 1918-1920 гг. военные формирования железнодорожников восстановили 22 тыс. км пути, более 3 тыс. мостов, отремонтировали более 16,5 тыс. вагонов и обеспечивали эксплуатацию фронтовых дорог. За боевые заслуги 5 дивизионов были награждены Почетными Красными знаменами ВЦИК. В 20-30-х гг. железнодорожные войска участвовали в строительстве новых линий Орша-Лепель A32 км), Чернигов-Ов- руч A80 км); вели восстановление железных дорог Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. В 1932 г. был сформирован Особый корпус железнодорожных войск численностью 68 тыс. человек для строительства и реконструкции дорог Урала и Дальнего Востока по заданиям НКПС. Одновременно часть формирований подчинялась НКО СССР (Управлению военных сообщений).
К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в составе железнодорожных войск насчитывалось 13 бригад общей численностью ок. 100 тыс. человек. К концу июля 1941 г. их численность возросла до 170 тыс. человек. Большая часть подразделений была направлена на фронты для заграждения и технического прикрытия дорог. В ходе контрнаступлений наших войск под Москвой, Ростовом и Тихвином железнодорожные войска приступали к восстановлению дорог на территории, освобожденной от противника. В связи с тем, что двойное подчинение военных формирований затрудняло их работу, ГКО 3 янв. 1942 г принял постановление № 1095 «О восстановлении железных дорог», согласно которому все железнодорожные войска были подчинены НКПС, в котором было создано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР). В него вошли и специальные формирования НКПС, а для руководства железнодорожными войсками фронтов были созданы Управления военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР). Для руководства войсками в составе ГУВВРа были созданы Управление и Штаб железнодорожных войск. Специальные формирования были переведены на положение воинских частей.
Яркой страницей в истории войск останутся их действия на Ленинградском фронте в период блокады города. По восточному побережью Финского залива войска построили 28 км оборонительных рубежей, преградив подступы к городу со стороны залива. В кратчайшие сроки была построена железная дорога от Шлиссельбурга до Полян общей протяженностью 33 км. Ленинградцы назвали эту трассу «Дорогой Победы», по которой только в 1943 г. прошло 4700 поездов, доставивших в Ленинград 4,4 млн различных грузов. Важное значение имели также строительство линии Любытино-Небольчи E3 км) летом 1942 г. и реконструкция линии Тихвин-Будогощь G5 км) в 1943 г., обеспечившие выход с Октябрьской на Северную железную дорогу в обход города.
С июля 1942 г по 1 янв. 1943 г. в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами. Воины-железнодорожники и бойцы спецформирований НКПС на Сталинградском, Юго-Западном и Воронежском фронтах восстановили в общей сложности около 3 тыс. км пути и более 300 мостов.
В районе Курской дуги по просьбе Военного совета фронта ГКО принял решение о строительстве линии Старый Оскол-Сараевка протяженностью 70 км (задание выполнено в рекордное время - за 32 дня). Беспрецедентным в мостовосстановительной практике явилось строительство низководного моста через Днепр у Киева; мост длиной 1059 м был построен за 13 суток (на 7 суток раньше запланированного) с темпом строительства 81,5 м в сутки. На территории Германии, Польши, Венгрии, Австрии, Чехословакии воины-железнодорожники восстановили ок. 24 тыс. км железных дорог.
Высоко оценен ратный труд воинов-железнодорожников: 18 соединений и частей награждены орденами, 28-я железнодорожная бригада преобразована в 1-ю гвардейскую (командир Н. В. Борисов), ряд соединений и частей получили почетные наименования. Около 40 тыс. военных железнодорожников были награждены орденами и медалями, В. П. Мирошниченко удостоен звания Героя Советского Союза, 26 воинов - звания Героя Социалистического Труда. После войны подразделения железнодорожных войск продолжали вести интенсивные восстановительные работы; особенно весомым был вклад в восстановление железнодорожных объектов Донбасса. Военные железнодорожники помогали восстанавливать железнодорожный транспорт в странах Восточной Европы (Польше, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии). Одним из крупных объектов, которые в первые послевоенные годы восстановили воины-железнодорожники, был мост через Дунай у Белграда.
За первую послевоенную пятилетку строители железнодорожных войск уложили 6320 км путей, капитально восстановили 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов и 437 тыс. м2 жилой площади. Большой труд был вложен в развитие железнодорожных участков Подмосковного угольного бассейна, в восстановление и реконструкцию линий Москва-Ленинград, Москва- Киев, Москва-Смоленск, дорог Кавказа, Западной Украины, Западной Белоруссии, линии Кизел-Пермь.
В начале 1950 г. ГУВВР расформирован, железнодорожные войска стали специальными войсками Вооружённых сил СССР, подчиняющимися в вопросах производственной деятельности МПС, а с 1954 г.- Министерству транспортного строительства СССР; в отношении устройства и службы войск, боевой, политической, специальной и мобилизационной готовности - военному министерству страны. В 1953-1956 гг. воины-железнодорожники проложили 700-километровую Трансмонгольскую магистраль, соединившую г. Улан-Батор с югом страны - городом Дза- мын-Удэ. С 1953 г. по 1965 г. было построено 1720 км целинных железных дорог, 30 машинно-тракторных станций, 33 зерносклада.
В сложных условиях шло строительство линии Абакан-Тайшет, справедливо названной «трассой мужества». Эта 650-километровая железная дорога составляла конечную часть Южно-Сибирской магистрали и давала второй выход из Восточной Сибири в Кузбасс, Казахстан и Среднюю Азию. В конце окт. 1965 г. от Тайшета до Абакана проследовал первый электровоз. С марта 1959 г. по апр. 1967 г. были проложены линии по таежным и заболоченным районам Урала и Тюменского севера, в том числе Тюмень-Сургут, давшая выход к богатым нефтяным и газовым месторождениям Западной Сибири, а также крупнейшая новостройка 20 в. - Байкало-Амурская магистраль. Строительство линии в 1974-1984 гг. от станции Тында до Комсомольска-на-Амуре - Восточного участка БАМа - вели военные подразделения. В торжественной обстановке 28 апр. 1984 г. было уложено «золотое звено», состоялась стыковка Восточного участка, а 27 окт. 1984 г. открылось движение по всей Байкало-Амурской магистрали. За время строительства было уложено более 1449 км главного пути и 330 км станционных путей, выполнено земляных работ в объеме более 220 тыс. м3, построено 1217 искусственных сооружений (в том числе 45 больших и 296 средних мостов). На Восточном участке БАМа появились новые города и поселки, 25 действующих станций и 69 разъездов. Всего за годы строительства сдано более 440 тыс. м2 жилья, построены 21 школа, 27 детских садов и яслей. Труд военных на БАМе получил высокую оценку: тысячи воинов-железнодорожников награждены орденами и медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», а генералам и офицерам Г. И. Ко- гатько, В. В, Куприянову, М. К. Макарцеву, С. Н. Пальчуку, А. А. Шванцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Высокую готовность железнодорожные войска проявили при выполнении специальных задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в 1990-е гг., приняв участие в обеспечении живучести и увеличении пропускной способности железной дороги при ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении и др. По решению Правительства РФ с янв. 1995 г. по дек. 1996 г. военные железнодорожники выполняли задачи по восстановлению и поддержанию в готовности к эксплуатации железных дорог в Чеченской Республике.
Железнодорожные войска страны возглавляли видные военные деятели: И. И. Фёдоров A918-1919), Е. Ф. Домнин A919-1920), Н. А. Просвиров A942-1945), П. А. Кабанов A945-1968), А. М. Крюков A968-1983), М. К. Макарцев A983-1991), с 1992 - Г. И. Когатько.
В других странах в Вооруженные силы также входят железнодорожные войска, которые имеют различные наименования и подчинение.

857-й учебный центр железнодорожных войск Российской Федерации, или в/ч 11300 находится в пос. Загорянский Московской области. Учебное заведение занимается подготовкой специалистов железнодорожных войск и командиров подразделений.

История

Предшественником учебного центра был 1-й железнодорожный учебный полк, созданный в октябре 1918 года для строительства путей сообщения. Личный и офицерский состав выполнял боевые задачи по восстановлению и подрыву железных дорог во время Великой Отечественной войны. Также формирование участвовало в строительстве нескольких линий железных дорог: Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут и БАМа. Учебный центр был создан в августе 1996 года.

Отличительный знак 857-го УЦЖДВ

Впечатления очевидцев

Материально-бытовые условия проживания солдат различны, т.к. на территории центра есть казармы старого образца и новые, кубриковые. В столовой работает гражданский персонал, военнослужащим предлагается два блюда на выбор во время обеда. Есть чипок. Соединение относится к уставным, поэтому дедовщины нет. Кроме этого, старослужащие и новобранцы проживают в отдельных помещениях.

При части также есть музей железнодорожных войск и кинологический центр. Учебные классы находятся в отдельном здании на территории центра. Подготовка специалистов в в/ч 11300 длится около 3 месяцев. Солдаты занимаются по 8 часов в день, используя плакаты, учебную литературу и образцы реальной техники. Перед началом учебного процесса обязательно проводится беседа с психологом.


Церемония выноса знамени части

При центре – несколько полигонов. В частности, на автокрановом отрабатываются навыки управления вблизи ЛЭП-опор, а также выгрузке и погрузке грузов в автомобили или полувагоны. На мостовом полигоне курсанты работают с копровыми машинами, поднимающими и устанавливающими сваи. Также служащих обучают ведению радиосвязи на коротких и средних дистанциях.

По окончанию учебы проводится распределение специалистов. Списки составляются в штабе. Некоторые бойцы остаются при учебном центре, другие направляются в подразделения железнодорожных войск на территории России. Оставшиеся в части проживают в стандартных казармах, укомплектованных двухъярусными кроватями и тумбочками. Личные вещи и гражданская одежда хранится в кладовой.
Присяга обычно проводится до распределения. Мероприятие проходит на плацу, в 9.00 утра. Родителям нужно приехать раньше на час – зарегистрироваться на КПП и найти данные солдата в вывешенных списках. После присяги разрешена увольнительная, но солдат должен переодеться в гражданскую одежду.

В казарме учебного центра железнодорожных войск

Родственникам стоит взять ее с собой.
В остальное время увольнения предоставляются по выходным дням, с 9.30 до 20.00. Если время обеда и ужина курсант планирует провести с родственниками, он уведомляет об этом дежурного по роте. В рабочие дни встречи с солдатами длятся не более 30 минут, но руководство в/ч 11300 этого не приветствует. Как отмечают очевидцы, суточные увольнения предоставляются в очень редких случаях, и только при отличных результатах сдачи нормативов ФИЗО и нескольких статей из устава. Точный регламент посещения бойцов следующий:

  • будни – с 18.45 до 19.35;
  • суббота – с 15. 40 до 19.40;
  • воскресенье – с 8.30 до 19.40.

Строевой плац 857-го УЦ ЖДВ

Мобильные телефоны находятся на руках у курсантов только на протяжении учебы. После распределения они сдаются на хранение командиру роты и выдаются два раза в неделю – в четверг и субботу. Время, отведенное на общение – от 40 минут до полутора часа. В день рождения бойца телефон выдается на весь день.
Досуг бойцы проводят в комнате отдыха, где есть библиотека и телевизор, в 16.00 в воскресенье может быть просмотр кинофильмов на военную тематику.
Денежное довольствие бойцы получают на карту ВТБ-24, снять деньги можно только в банкомате Сбербанка во время увольнения. Функцию госпиталя выполняет местная поликлиника, при учебном центре есть санчасть.

Приведение к военной присяге бойцов в/ч

Информация для мамы

Посылки и письма

День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа. В 2017 году праздничная дата совпадает с Днем железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».


Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок. Свою эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.


В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.


В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.

По материалам из открытых источников