Учимся ездить задним ходом: практические рекомендации. Движение задним ходом — как не лишиться прав? Как научиться сдавать задний ход

Теперь, когда освоены основные упражнения учебного вождения и управление автомобилем уже не кажется чем-то совсем недоступным, настало время поговорить о движении задним ходом.

Как вы думаете, а для чего вообще нужен задний ход в автомобиле? Обычно на этот вопрос мне отвечают, что для того, чтобы развернуться или выехать откуда-либо...

А если машина движется по прямой, как стрела, по автомагистрали, уже целый час и впереди еще несколько часов такой же езды, водителю в этот момент нужен навык движения задним ходом? Большинство отвечают на этот вопрос, что нет, не нужен. На самом деле очень даже нужен. Во-первых, сам принцип движения передним ходом позволяет сосредотачивать своё внимание на том, что происходит, последовательно. То есть сначала человек собрался с мыслями и с Божьей помощью стартовал, потом посмотрел - а туда ли я еду, при этом забыв уже о педалях; затем выясняется, что дорога пошла вправо, а значит нужно крутить руль - всё внимание сосредотачивается на руле и т. д. и т. п.

Проблема в том, что в один момент времени внимание сосредоточено на чем-то одном в ущерб всему остальному. Представьте себе водителя, который думает о том, как бы ему не заглохнуть. Как вы думаете, ему в этот момент есть дело до дорожных знаков или пешеходов?...



Рисунок 2.72 На начальных этапах обучения вождению у ученика в один момент времени внимание сосредоточено на чем-то одном в ущерб всему остальному.

Так вот, упражнения, выполняемые задним ходом, на самом деле учат вас не разворачиваться, а дробить своё внимание. В отличие от движения передним ходом, когда всё-таки можно сначала немного покрутить руль, затем поработать педалями, а потом снова покрутить руль, при движении задним ходом просто невозможно делать всё по очереди.

Движение задним ходом требует от водителя, чтобы в один момент времени он помнил о педалях, видел траекторию движения, крутил руль, слышал мотор, смотрел в зеркала и т. д.

После того, как вы освоите движение задним ходом и снова поедете вперед, большая часть вашего внимания высвободится (поскольку двигаться передним ходом гораздо проще). Эту высвободившуюся часть внимания легко можно перенести на отслеживание дорожной обстановки, что значительно повысит вашу безопасность. При этом сам процесс управления автомобилем (нажатие на педали и вращение руля) будет доведен до автоматизма.

Во-вторых, двигаясь на автомобиле вперед, нужно уметь пользоваться зеркалами заднего вида как при перестроении влево или вправо, так и просто для того, чтобы каждые три-пять секунд делать обзор по зеркалам, чтобы понимать, что творится позади машины. В-третьих, при вождении на высокой скорости счет идет буквально на мгновения, поэтому способность молниеносно воздействовать на все органы управления автомобиля позволяет сэкономить уйму времени для принятия нужного решения и адекватного воздействия на дорогу. Нужно понимать, что, умея ездить задним ходом, вы будете еще более уверенно и безопасно двигаться передним ходом. Думаю, это довольно серьезная мотивация, не правда ли?


Рисунок 2.73 Движение задним ходом требует от водителя, чтобы в один момент времени он помнил о педалях, видел траекторию движения, крутил руль, слышал мотор, смотрел в зеркала и т. д.

Очень часто, когда подходит время обучения заднему ходу, люди говорят: «О, нет... Этого я никогда не смогу сделать, это очень сложно!» На самом деле ничего сложного в этом нет. Нужно просто разобраться с основными проблемами, с которыми сталкивается человек на пути освоения движения задним ходом.

Первое, что нужно помнить при движении задним ходом, - это то, что когда автомобиль перемещается назад, его задняя ось едет первой. Поэтому все движения задним ходом нужно выполнять с мыслью о задней оси машины. Очень часто возникает путаница с тем, куда же крутить руль, чтобы добиться той или иной реакции - влево или вправо. Представьте себе, что мы смотрим на машину сверху и видим её колеса (рис. 2.74). Теперь давайте проанализируем, в какую сторону будет двигаться автомобиль задним ходом, если мы повернем руль вправо. Конечно, при таком положении управляемых колес передняя часть автомобиля вначале пойдет влево, но если мы сразу будем ду- мать о задней оси, то она, естественно, пойдет вправо. Поэтому правило можно озвучить так: «Куда хочу, туда кручу». То есть, хочу ехать вправо - кручу руль вправо, хочу влево - кручу влево. При этом на первом этапе обучения можно даже не обращать внимания на то, что при этом происходит с передней осью автомобиля.


Рисунок 2.74 Первый закон движения задним ходом - «думай о задней оси!» или «куда хочу, туда верчу».

Очень часто перед началом движения водитель не знает, в каком положении находятся управляемые колеса его автомобиля, и положение руля при этом совсем ничем не может ему помочь. Многие для этой цели открывают дверь и выглядывают или даже выходят из автомобиля, чтобы посмотреть на колеса. Наверное, такой способ имеет право на жизнь, но с точки зрения экономии времени и адекватного воздействия на автомобиль в условиях реального движения - это неправильно. Поэтому для того, чтобы понять, в каком же положении находятся колеса, нужно использовать изображение в лобовом стекле. Если передние колеса автомобиля были прямыми, то при движении назад предметы перед лобовым стеклом начнут просто удаляться. Для того чтобы это заметить, достаточно проехать 15-20 сантиметров назад. Если колеса автомобиля были повернуты в какую-то из сторон, то при движении назад машина сместится по дуге и изображение в лобовом стекле уйдет в ту сторону, куда в это время направлены колеса (рис. 2.75). Таким образом, если представить, что машина стоит на месте, а асфальт перед ней мало того, что начинает отдаляться относительно полки лобового стекла, но еще и уходит влево или вправо, значит, передние колеса машины в это время также повернуты соответственно влево или вправо. Причем, если колеса вывернуты до упора, то изображение в лобовом стекле начнет уходить в соответствующую сторону очень резко.




Рисунок 2.75 Куда уходит изображение, туда же направлены колеса.

При движении задним ходом нужно понимать, что автомобиль движется не так, как обычно - на поворот руля он реагирует с явным запаздыванием. Другими словами, при движении назад, после того, как водитель повернет руль в ту или иную сторону, машина еще некоторое время едет по прямой, а лишь затем, вспомнив, что нужно поворачивать, начинает поворачивать. И это зачастую вводит в заблуждение начинающего водителя. В связи с этим очень полезно помнить, какую траекторию машина выполнит при повороте руля на разные углы (рис. 2.76).


Рисунок 2.76 Разный поворот руля - разные траектории движения.

Я обычно рекомендую разделить положения руля на три части - поворот до упора, поворот на две трети до упора и поворот на треть. Так, если руль поворачивает из центрального положения до упора за полтора оборота, то, соответственно, такие положения будут при полутора оборотах, при одном полном обороте и при полуобороте руля. Получается, что если вывернуть руль до упора вправо, то заднее внутреннее к повороту колесо (в этом случае заднее правое), очертит окружность радиусом в два метра, а наружное к повороту колесо - радиусом два метра + ширина автомобиля. При этом положение кузова автомобиля относительно этих окружностей всегда будет проходить по касательной - как искры на колесе фейерверка. При двух третях выворота руля радиус поворота будет большим, при одной трети - еще большим, ну и при прямых колесах автомобиль поедет просто прямо назад. Такую сетку возможных траекторий очень полезно запомнить для того, чтобы знать, что если руль повернут на столько-то, то траектория движения автомобиля будет такой-то. После этого всё, что останется, - это мысленно приложить подходящую траекторию из памяти к реальной дорожной ситуации и повернуть руль на столько, сколько необходимо для выполнения данного маневра.

Когда мы ездили передним ходом, мы говорили, что поравнявшись средней стойкой с препятствием, можно поворачивать руль, то есть критерием возможности поворота передним ходом являлось прохождение средней стойки возле препятствия. Критерием же возможности поворота при движении задним ходом является прохождение заднего бампера по уровню препятствия. Стоит отметить, что зазор между бортом автомобиля и препятствием не должен быть меньше 30-40 сантиметров - это безопасный интервал, который очень хорошо можно проконтролировать с помощью зеркал заднего вида.

Другими словами, если препятствием на учебной площадке является фишка, то нужно поравняться с ней задним бампером и, если фишка при этом находится не ближе 30 сантиметров от автомобиля (рис. 2.77), можно смело поворачивать руль в её сторону, то есть, если фишка находится, например, слева, то и руль нужно поворачивать влево. После этого автомобиль опишет определенную дугу и объедет эту фишку.


Рисунок 2.77 При объезде фишки задним ходом на учебной площадке нужно поравняться с ней задним бампером и убедиться в том, что зазор между фишкой и бортом автомобиля не меньше 30-40 см.

При этом важно понимать, что, поскольку внутренний к повороту борт проходит возле фишки, то мы контролируем это, глядя в зеркало заднего вида. Однако не стоит забывать, что вся машина в это время разворачивается подобно вееру, а значит нужно проконтролировать также внешнюю диагональ, потому что, если, например, совершается поворот налево, а справа растет дерево, то случится очень неприятный сюрприз для водителя, не обратившего на это внимание.

Обратите особое внимание
Эта ошибка совершается очень часто - контролируя препятствие, находящееся внутри поворота, люди забывают о контроле внешней части автомобиля, хотя там в это время получается довольно внушительный радиус. В связи с этим, если вам нужно отъехать от стены задним ходом, то при повороте, например, налево (а стена находится справа), необходимо учесть замах автомобиля в размере не менее полутора метров - только в этом случае автомобиль не заденет эту стену (рис. 2.78).


Рисунок 2.78 Если необходимо отъехать от стены, находящейся сбоку, задним ходом, следует учесть замах автомобиля в размере не менее полутора метров - только в этом случае автомобиль не заденет эту стену.

Логичный вопрос - а что делать, если нет зазора в 30-40 сантиметров между бортом автомобиля и препятствием? Что если препятствие находится совсем близко к автомобилю? На самом деле ничего страшного в этом нет. Нужно понимать, что мгновенным центром разворота при движении задним ходом является внутреннее к повороту заднее колесо. Соответственно, если автомобиль поравняется с препятствием осью заднего колеса, а зазор при этом будет составлять всего пять сантиметров, то даже в этом случае можно спокойно поворачивать и машина спокойно его объедет.

Как же с места водителя определить, где находится задняя ось автомобиля? Всё очень просто. Если вы смотрите, обернувшись, внутри салона, то задняя ось находится примерно под подголовниками задних пассажиров. Если вы смотрите в наружное зеркало заднего вида, то это практически ручка задней двери. Если помните, когда мы обсуждали настройку наружных зеркал, то говорили, что необходимо настраивать зеркала так, чтобы в их нижнем углу были видны ручки задней двери. Если у вас двухдверный автомобиль (например, спортивное купе), то нужно найти соответствующие ориентиры в виде, например, выступающих арок или чего-то подобного. Таким образом, если автомобиль поравнялся ручкой задней двери (или другим выбранным ориентиром) с препятствием, то, даже если зазор между препятствием и бортом автомобиля составляет пять сантиметров, можно смело поворачивать руль в сторону препятствия - машина уверенно объедет его (рис. 2.79). Очень важно понимать, что зазор между автомобилем и препятствием - это видимый просвет по всей высоте автомобиля. Мало просто видеть препятствие в зеркале заднего вида. Нужно, чтобы между этим препятствием и машиной присутствовал просвет - только в этом случае автомобиль сможет объехать препятствие.


Рисунок 2.79 Мгновенным центром разворота при движении задним ходом является внутреннее к повороту заднее колесо. Если автомобиль поравняется с препятствием осью заднего колеса, а зазор при этом будет составлять всего пять сантиметров, то даже в этом случае можно спокойно поворачивать и машина его объедет. Однако просвет между препятствием и машиной должен быть по всей высоте - только в этом случае автомобиль сможет объехать препятствие.

И еще один важный момент, который нужно учитывать при движении автомобиля назад. Наверняка, если вы уже пробовали ездить на машине задним ходом, то обратили внимание на то, что она начинает ехать как-то очень быстро. Это связано с конструктивными особенностями задней передачи механической коробки - она всегда мощнее первой передачи, то есть динамика разгона при прочих равных условиях на передаче заднего хода выше, чем на первой. Именно поэтому машина обычно очень мощно срывается назад, хотя при этом педалями мы делаем все те же самые действия.

В связи с этим, для того чтобы плавно тронуться задним ходом, необходимо придержать сцепление на сантиметр-полсантиметра ниже, чем, если бы вы делали это для первой передачи.


Рисунок 2.80 Задняя передача механической коробки передач мощнее первой передачи, поэтому чтобы плавно тронуться задним ходом, необходимо придержать сцепление на сантиметр-полсантиметра ниже, чем, если бы вы делали это для первой передачи.

Кроме того, часто случается следующее: когда водитель движется задним ходом, он сильно передерживает сцепление и таким образом просто «спиливает» его, то есть изнашивает раньше времени. Как же ездить задним ходом медленно, долго и аккуратно, но при этом еще и не «убивать» сцепление? В общем-то, всё очень просто - ситуация, как и раньше, связана с подъемом педали сцепления. Как и раньше, мы поднимаем педаль и, чувствуя, что подняли высоковато, снова поджимаем. Однако, если поднимать педаль сцепления до точки срабатывания и тут же поджимать ее обратно (необязательно в пол, а просто чтобы вывести из зоны срабатывания), не дожидаясь реакции автомобиля, то машина, получив короткий импульс, катнется вперед и снова начнет терять скорость; как только вы почувствуете, что скорость начинает падать, нужно снова «подтолкнуть» автомобиль таким же образом - приподняв и тут же поджав педаль. «Подталкивая» машину снова и снова короткими импульсами работы сцепления, можно сколько угодно долго двигаться задним ходом, причем со скоростями полкилометра в час или того меньше. При этом сцепление будет изнашиваться значительно меньше.


Рисунок 2.81 «Подталкивая» машину снова и снова короткими импульсами работы сцепления, можно сколько угодно долго двигаться задним ходом, причем со скоростями полкилометра в час или того меньше. При этом сцепление будет изнашиваться значительно меньше.

Вот и всё, что нужно знать перед тем, как приступить к практическим занятиям по движению задним ходом на автомобиле, о чем мы поведем речь уже в следующем разделе нашей книги.

Одной из главных проблем начинающего автомобилиста является, научится правильно ездить задом. Умение маневрировать в узких проемах с помощью заднего хода, требует от водителя определенного опыта. Часто бывает, что после получения водительских прав, автомобилисту не хватает навыков чтобы припарковать машину в месте с ограниченным пространством. Достаточно часто причиной аварий становится дефицит практических навыков и теоретических знаний в вождении. Ниже мы рассмотрим общие понятия касательно езды задом, а также, поэтапно изучим этот вопрос.

Настраиваем зеркала

Езда задом на авто подразумевает особую опасность. Она обусловлена тем, что задний вид является ограниченным по сравнению с передним, то есть водитель не настолько хорошо видит, что происходит сзади его автомобиля как спереди. Поэтому, для того чтобы избежать таких нелепых аварий, для начала стоит правильно настроить зеркала заднего вида. Настройка происходит таким образом: вид бокового зеркала должен отображать заднее крыло вашей машины примерно на 15 % , остальную часть видимости боковых зеркал занимает происходящее позади машины.

Иногда зеркало приходится немного наклонять, в случае если нужно припарковаться в месте, где рядом расположен бордюр. Во всех остальных случаях в боковых зеркалах должно быть видно, что происходит сзади. В зеркале заднего вида, которое находится внутри салона, должен отображаться весь контур заднего стекла, а в левом нижнем углу зеркала частично видна голова водителя. Часто женщины настраивают зеркало таким образом, чтобы было видно их лицо, подобное «самолюбование» может привести к нежелательным последствиям на дороге.

Используем заднее стекло

Не опытный водитель не должен всецело полагаться лишь на зеркала заднего вида, при езде задним ходом. В последнее время стало популярным устанавливать в салон автомобиля, изогнутое зеркало , оно специально предусмотрено для того, чтобы опытный водитель мог легче оценить ситуацию позади. Но с новичком подобное зеркало может сыграть злую шутку, так как отображение в таком приспособлении немного искажается.

В таком зеркале трудно распознать насколько близко находится препятствие. В данной ситуации лучше всего действовать как большинство автолюбителей. Сдавая назад водитель должен, обернувшись через правое плечо, смотреть в заднее стекло. Для удобства можно держаться за соседнее сидение и таким образом двигаться к заданной точке. С помощью такого способа проще всего контролировать езду задом.

Учимся контролировать езду задним ходом

Приступаем к изучению техники маневрирования с помощью руля, а также рассмотрим, как правильнее сдавать назад. Теоретически управлять автомобилем совершенно несложно, кажется, что с этой задачей с легкостью справится даже ребенок. Но сталкиваясь на практике с вождением, самоуверенность может значительно поубавиться.

Начинать осваивание движения задним ходом нужно с медленной езды. Чем медленнее вы сдаете назад, тем меньше вероятность того, что вы во что-то врежетесь или на кого-то наедете. Также не стоит забывать, что новичку не стоит отпускать сцепление полностью . Для старта достаточно немного его отпустить. Использовать педаль газа нужно плавно. Бывает, что при сдаче на права, человека учат передвигаться задом, используя лишь сцепление, не применяя педаль газа. Это крайне неправильно, потому что в повседневном вождении часто приходится заезжать на подъем, а не только передвигаться по ровной дороге, в такой ситуации на холостых оборотах ДВС справится с такой задачей не может, ведь машина просто заглохнет, если не воспользоваться педалью газа.

Совет! Что касается управления, то неопытному водителю лучше вместо зеркала внутри салона использовать заднее стекло. Таким образом, гораздо легче справится с управлением.

Нужно помнить, что какой бы марки ни была машина и какие бы у нее ни были характеристики, маневренность задним ходом у нее всегда будет выше, чем передним. Автомобиль на заднем ходу совершает повороты гораздо резче. Руки лучше располагать в верхней точке руля, это позволит вам эффективнее совершать маневрирование.

Важно! Нужно точно знать в каком положении рулевое колесо будет направлять автомобиль прямо, а не в стороны.

Как правильно припарковаться

Учиться парковать автомобиль нужно под надзором инструктора. Данный материал представляет особую ценность в том случае, если вы уже получили водительское удостоверение, но еще не имеете особых навыков в вождении. В первую очередь, нужно обратить внимание на то место, в котором вы собираетесь припарковать авто. В потенциальном месте для парковки должно быть достаточно места для вашего автомобиля, также должен быть определенный зазор между авто и объектами, которые будут располагаться рядом. В будущем вам придется загонять автомобиль в достаточно узкие проемы, но на время тренировок нужно подбирать места для парковки с достаточным запасом места.

Многие начинающие автомобилисты ошибочно считают, что парковать машину с помощью задней езды очень трудно из-за многих нюансов и поэтому, более резонно осуществлять парковку передним ходом. Но когда новичок в реальной жизни попробует несколько раз припарковать машину с помощью переднего хода - он быстро понимает, насколько сильно ошибался.

Чем плоха парковка автомобиля передним ходом в постоянном ее использовании? Как уже упоминалось выше, задние колеса авто при повороте руля реагируют гораздо резче, чем передние. Исходя из этого выходит, что парковка с помощью заднего хода намного маневреннее, чем обычная.

Изучаем парковку пошагово

Для того, чтобы правильно припарковать автомобиль воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  • найдите место для парковки с достаточной площадью;
  • впритык становимся к месту для парковки таким образом, чтобы от рядом стоящей машины вас отделяло 20 сантиметров;
  • подъезжаем к машине, которая находится впереди, затем выравниваем положение нашего автомобиля, что бы бамперы оказались на одном уровне с рядом стоящей машиной;
  • переходим на задний ход. Удерживаем рулевое колесо. Нужно внимательно следить за углом, при котором мы будем входить в поворот. Сдавать назад нужно до тех пор, пока заднее колесо нашего автомобиля не станет на одном уровне с бампером авто, который припаркован впереди;

Важно! Каждая модель автомобиля уникальная, поэтому и угол захода в поворот будет для них разным.

  • поворачиваем рулевое колесо до максимума. При соблюдении правильного угла захода в поворот, зацепить рядом стоящее авто невозможно. Это достаточно простая задача - при поворотах рулевого колеса машина будет двигаться в нужном направлении;
  • двигаясь задом, поворачиваем руль в противоположную сторону, для того чтобы выровнять движение автомобиля.

Вождение автомобиля личного или служебного - это ответственная задача. От того, насколько умело Вы будете справляться с машиной, зависит достаточно много.

Навыки в езде задним ходом - это неотъемлемая часть при вождении автомобиля. После освоения задней езды, вы избавите себя от множества проблем при парковке, а также передвижении в узких проемах. Чем внимательнее вы будете в процессе обучения, тем скорее освоите данную технику езды.

На видео можно ознакомиться с движением задним ходом:

В этой статье мы попытаемся понять, что значит правильно сдавать задним ходом, оценим истинные риски такого типа движения, рассмотрим два основных метода, которыми пользуется большинство водителей, изучим правила, регламентирующие такую езду, и, конечно, постараемся на­учиться ездить безопасно!

Мы подскажем вам, как сделать так, чтобы свести риски при таком маневре к минимуму.

Езда задним ходом – как не нужно делать

Сложность этого элемента движения состоит в том, что чаще всего сдавать назад приходится не по прямой траектории, а с несколькими поворотами. В этот момент вы словно пересаживаетесь на иной автомобиль, у которого совсем другое расположение ведущих и управляемых колес, но самое главное – значительно изменен обзор.

Среди украинских водителей обычно практикуется два метода езды назад:
закинув правую руку за спинку переднего пассажирского сиденья и максимально повернувшись назад, смотреть через заднее стекло; контроль заднего хода с помощью боковых зеркал.

Но, как утверждают эксперты контраварийного вождения, ни один из этих способов не дает водителю возможности в достаточной степени контролировать ситуацию. К примеру, при тестовых заездах по первому методу такое движение оказывается довольно медленным, хаотичным и дерганным, ведь водитель в такой ситуации может рулить только одной рукой.

Никогда не забывайте одно из самых важных правил водителя: обе руки должны находиться на руле. Это касается и движения задним ходом.

К тому же, обзор сзади и спереди для водителя существенно сужается – и можно запросто не увидеть даже автомобиль.
А полностью сосредоточившись на обзоре назад, вы перестаете контролировать ситуацию спереди авто, нос которого при поворотах начинает существенно выносить.

В реальной жизни все это означает попадание в ДТП. Второй метод лучше потому, что водитель рулит двумя руками. Такая езда задним ходом получается более быстрой и лучше контролируемой.

Чем рискуем

Казалось бы, ну что серьезного может случиться при движении автомобиля задним ходом, если при этом внимательно смотреть по сторонам и наблюдать за пешеходами, стоящим и проезжающим транспортом? Но на самом деле, находясь за рулем, выкручивая неестественным образом голову назад, и имея за спиной несколько метров длины автомобиля, водитель находится в уязвимом положении, теряя в своем обзоре большие куски пространства.

Кроме этого человек физиологически вообще не приспособлен двигаться назад. Что уж говорить о ситуации, когда ему еще и приходиться управлять автомобилем, имеющим свои габариты, инерцию и механические ограничения.

Согласитесь, будет мало приятного, если сдавая назад вы притрете другой автомобиль, напоритесь на забор или не дай Бог зацепите вездесущих пешеходов. Как минимум вы повредите свою машину, к тому же придется вызывать полицию для составления протокола, разбираться с другими участниками дорожного движения. Итак, что же делать, дабы избежать таких ситуаций?

Учимся правильно пятиться, как рак

Правильным методом сдавать назад является тот, при котором водитель контролирует движение автомобиля по всем трем зеркалам. Этот способ обеспечивает безопасность, скорость, практичность и даже экономичность. Но, чтобы двигаться таким образом, у вас должны быть правильно отрегулированы эти самые зеркала.

Перед тем, как начать сдавать назад, выставьте центральное салонное зеркало так, чтобы в него полностью попадало все заднее стекло – так вы обеспечите себя максимальным обзором. Боковые зеркала должны находиться в положении, при котором линия горизонта как бы делит их ровно пополам, а автомобиль в них отображается не более, чем на 10%.

Прежде чем тронуться с места, посмотрите во все три зеркала, и постарайтесь объективно оценить окружающую обстановку. Затем включите «аварийку», и только после этого заднюю передачу. Главное – не торопитесь! Помните, что даже при условии правильной настройки зеркал, наличии парктроника и камеры заднего вида, у вас могут оставаться невидимые зоны.

Движение назад – регламентирующие правила

Движение задним ходом – это один из видов маневров, которые может осуществлять транспортное средство. Но, согласно ПДД, такой маневр выполнять можно далеко не везде.

Итак, в соответствии с украинскими ПДД, а именно подпунктом 10.09 раздела «Начало движения и изменение его направления» «водитель во время движения транспортного средства задним ходом не должен создавать опасности или препятствия другим участникам ».

А, согласно подпункту 10.10, ездить таким способом можно исключительно по дорогам с односторонним движением, либо же «при невозможности подъехать к требуемому объекту иным способом». Этот же пункт однозначно запрещает «движение транспортных средств задним ходом на автомагистралях, дорогах для автомобилей, железнодорожных переездах, пешеходных переходах, перекрестках, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях, на въездах и выездах с них, а также на участках дорог с ограниченным обзорностью или недостаточной видимостью ».

И это значит, что автомобиль, сдающий задним ходом, помимо того, что не может осуществлять подобный маневр везде, где заблагорассудится, так еще он обязан буквально всем уступать дорогу, и самым серьезным образом учитывать интересы других участников движения.

Выводы

К счастью или к сожалению, езда задним ходом – это умение, которое невозможно приобрести теоретически. В данном случае, залог успеха – это множественные повторения и практика.

Базой для тренировки может послужить любая небольшая и главное свободная площадка. Ведь не умея правильно сдавать назад, вы рискуете попасть в неприятную ситуацию даже при осуществлении обычной парковки. Так что советуем не пренебрегать столь важными навыками!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Движение задним ходом – это манёвр, при осуществлении которого необходима стопроцентная сосредоточенность внимания водителя. А в некоторых случаях даже требуется дополнительное внимание ещё одного лица, например, в условиях ограниченной видимости . Существует огромное количество нюансов и ограничений, для такого типа движения, но, к сожалению, иногда ситуация складывается таким образом, что движения задним ходом просто не избежать. В связи с этим рекомендуется держать в памяти правила дорожного движения и возможные наказания за их нарушения.

Движение задним ходом по дороге с односторонним движением

Долгое время такие манипуляции рассматривались правоохранительными органами как действие равное выезду на встречную полосу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но в последнее время, появились некие поблажки.

В недавнее время было принято решение о позволении движения задним ходом, но с определёнными оговорками. Согласно пункту 8.12 ПДД , по дороге с движением в одну сторону ехать задним ходом разрешено при условии:

  • Это безопасно для всех участников движения на дороге;
  • Двигаться именно таким образом требуется в связи с вынужденной необходимостью (например, в случае возникновения на дороге препятствия, которое невозможно объехать иначе или при выполнении манёвра парковки);
  • В случае плохой видимости и недостаточного обзора водитель должен найти себе помощника, который, стоя на улице, будет регулировать движения автомобиля, тем самым обезопасив всех участников дорожного движения.

На перекрёстке

На данных участках дороги двигаться на автомобиле, используя заднюю скорость, категорически запрещается! При этом не важно, регулируемый это перекрёсток или нет, равнозначны ли дороги на нём или водитель движется по главной дороге. Так же совершенно не важно, сколько полос на перекрёстке или какое количество других участников дорожного движение в данное время окружает автомобиль.

Разрешается ли на автомагистрали?

Автомагистраль – это тип дороги, по которому автомобили движутся, как правило, с максимально разрешённой скоростью, на некоторых участках она достигает 130 км/ч. Зачастую такие дороги довольно сильно загружены. Учитывая оба этих фактора, нужно понимать, что включение задней скорости в таком месте может быть крайне опасно для жизни сразу нескольких участников движения. Естественно, что на официальном уровне ПДД категорически запрещают такой манёвр на автомагистрали.

А если во дворе?

Дворы крупных городов в последнее время просто переполнены автомобилями и, начиная с 5 часов вечера и до самой ночи там идут настоящие бои сначала за поиск парковочного места, а затем за право его занять.

Часто приходится наблюдать водителей, которые не могут разъехаться в узком проезде или не могут с первого раза втиснуться в небольшое место для парковки. Им приходится по несколько раз сдавать назад для выполнения таких конфигураций.

На самом деле нет прямого постановления, указывающего на запрет движения задним ходом во дворовой зоне, а учитывая реальную обстановку возле домов, его было невозможно соблюдать. Но концентрация внимания при таких манёврах в данной зоне должна быть просто запредельной. Поскольку, как правило, здесь ограничены обзор и пространство для манёвра, большее количество пешеходов и, самое главное, здесь увеличен риск встречи с детьми.

ВНИМАНИЕ!
Двигаясь задним ходом во дворовой зоне, водитель находится в повышенной зоне риска, поэтому настоятельно рекомендуется при подобных манёврах прибегать к помощи знакомых/пассажиров или даже просто прохожих, для личной безопасности и безопасности возможных встречных участников движения.

Где запрещено движение задним ходом?

Для того, чтобы не разбирать каждый отдельный случай, следует зафиксировать в памяти те участки дороги, где правилами запрещается движение на автомобиле при использовании задней скорости. Среди них:

  • На перекрёстках всех видов;
  • В тоннелях и путепроводах;
  • На эстакадах и мостах;
  • На , регулируемых и не регулируемых;
  • На скоростных трассах, автомагистралях;
  • На всех типах железнодорожных переездов;
  • На остановках общественного транспорта, обозначенных соответствующими знаками;
  • На любых отрезках дороги с видимостью менее 100 метров;
  • Во всех местах, где запрещён разворот.

Где разрешено?

Безусловно, с особой осторожностью и стопроцентным вниманием движение задним ходом разрешено в следующих обстоятельствах:

На тех участках дорог, которые не приведены в списке выше и при условии хорошей видимости, а также при обязательном условии, что водитель не создаст помех для остальных участников дорожного движения.

Какой штраф?

При включении задней скорости в запрещённых для этого местах, будьте готовы заплатить штраф в размере 500 рублей , согласно статье 12.14 КоАП . При совершении такого нарушения правила на автомагистрали размер штрафа увеличивается в 5 раз!

ВНИМАНИЕ!
При следовании задним ходом по автомагистрали величина штрафа составляет 2500 рублей согласно статье 12.11 КоАП .

Ответственность за аварию

В большинстве случаев виновником аварии, а которой один из участников двигался задним ходом, признаётся как раз тот самый водитель, который включил заднюю скорость. Но есть и случаи, когда виноват другой участник движения, который, например, превысил скорость . Для того, чтобы избежать таких ситуаций, лучше всего попросить помощи пассажиров или прохожих для безопасного осуществления манёвра.

Если же всё-таки вина, движущегося назад водителя, будет доказана, то его ожидают:

  • Штраф размером 2500 рублей;
  • Оплата, покрывающая восстановления всех повреждений автомобиля, полученных другими участниками дорожного движения в ходе данного ДТП;
  • Лишение прав на срок, определённый решением суда;
  • Возбуждение уголовного дела и уголовная ответственность в случае причинение физического вреда здоровью участников дорожного движения в ходе этого ДТП.

Кто виноват при столкновении с автомобилем на стоянке или наезде на пешехода при движении задним ходом

Учитывая всем известный факт о том, что пешеход всегда прав, а также тот момент, что при следовании задним ходом водитель пользуется последним приоритетом, то при столкновении с другим автомобилем на парковке или при наезде на пешехода,

виноват в любом случае будет водитель движущегося назад транспортного средства. В случае, если такой инцидент всё-таки произошёл нужно действовать следующим образом:

  • Оценить обстановку – если никому не нанесено тяжёлых увечий и у пешехода нет к вам никаких претензий, то можно ограничиться извинениями. И важно дождаться водителя задетого автомобиля, для того, чтобы урегулировать вопрос с ним по средствам евро-протокола.
  • При серьёзных увечьях пешехода или сильных повреждениях второго автомобиля необходимо вызвать ГИБДД и скорую помощь. По возможности оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Ну и естественно сделать вывод о том, чтобы быть более внимательным за рулём и при необходимости не стесняться пользоваться помощью других людей.

ГЛАВНОЕ!
Никогда не стесняйтесь прибегать к помощи даже просто проходящих мимо вашей машины людей (если в вашем автомобиле не оказалось пассажиров), чтобы обезопасить себя и других участников дорожного движения при включении задней скорости!

Как доказать невиновность в ДТП если в твой автомобиль въехали на дороге при движении задним ходом

В такой неприятной ситуации, которая всё-таки может случиться при следовании по загруженной дороге первым делом нужно не растеряться, а проделать ряд несложных действий:

  • Во-первых, лучше всего найти , который может подтвердить вашу невиновность, обменяться с ним контактными данными и заручиться его поддержкой. Это могут быть водители и пассажиры соседних автомобилей или пешеходы.
  • Если в вашем автомобиле закреплён видеорегистратор, то необходимо сохранить файлы с записью момента столкновения, их можно будет в дальнейшем приложить к материалам дела;
  • Внимательно оглядитесь вокруг. Возможно, в ближайшем окружении установлены камеры видеонаблюдения на зданиях, прилегающих к дороге, вероятно, они также могли зафиксировать данный инцидент;
  • Не исключайте и порядочность водителя, виновника происшествия. Есть вероятность, что он сам признает свою неправоту.

Управление автомобилем всегда сопряжено с высоким уровнем риска, а при сложных манёврах, таких как, например, движение задним ходом, этот риск существенно повышается. В связи с этим рекомендуется прибегать к такому движению лишь в исключительных случаях и всегда пользоваться помощью третьих лиц.

Полезное видео

Здесь можно узнать о правилах движения задним ходом:

Уметь хорошо парковаться должен каждый водитель. Некоторые люди обретают этот важный навык ещё во время учебы в автошколе, но далеко не все после получения водительских прав могут сказать, что они могут правильно парковаться задним ходом. Один из самых пугающих маневров для новичков – параллельная парковка. О ней, а также о других способах парковки будет идти речь в сегодняшней статье.

Умение уверенно парковать машину задним ходом обязательно вам пригодится. Сложно даже представить себе, как вообще ездить на авто в большом городе, да и не только в большом, не умея выполнять эту процедуру. Конечно, сразу стать мастером парковки удаётся мало кому, в этом деле очень важна практика. Но для начала необходимо четко понимать, как действовать в той или иной ситуации.

Мы рассмотрим несколько способов парковки задним ходом между двумя автомобилями.

Метод 1: перпендикулярная парковка справа

На стоянке придерживайтесь тех же правил, что и на дороге, держась правой стороны полосы между рядами припаркованных авто.

Выбрав место для парковки справа от вашей машины, включите правый указатель поворота, чтобы другие водители поняли, что вы планируете парковаться в этом месте.

Медленно проезжайте мимо свободного места для парковки, убеждаясь в том, что пространства достаточно для вашего автомобиля. Проверьте, нет ли на стоянке препятствий, и убедитесь в том, что машины с обеих сторон действительно припаркованы.

Когда вы проезжаете мимо, снизьте скорость до минимума. Держитесь на расстоянии около 1 метра от припаркованных машин.

Когда ваш задний бампер будет находиться на одном уровне с левым бортом автомобиля, припаркованного справа от выбранного вами места (коричневый автомобиль на рисунке), полностью остановитесь.

Шаг 2. Подготовьтесь к движению. Включите заднюю передачу. Следите за тем, чтобы указатель поворота был включен в течение выполнения маневра.

Посмотрите в зеркала и убедитесь в отсутствии других автомобилей, находящихся сзади или рядом с вами.

Следите за правой стороной вашего автомобиля, используя правое зеркало. Держите угол заднего бампера в поле зрения и соблюдайте дистанцию между ним и припаркованным автомобилем.

Шаг 3. Начинайте парковаться задним ходом. Рулевое колесо поверните максимально вправо, после чего поверните на половину оборота влево.

Совет. Во время движения задним ходом необходимо положить правую руку на спинку переднего пассажирского сиденья и смотреть через правое плечо. Рулевое колесо вращается только левой рукой.

Медленно двигайтесь на задней передаче. Вы окажетесь в месте парковки. Периодически смотрите в левое зеркало, чтобы не столкнуться с автомобилем слева от вас.

Шаг 4. При необходимости проведите корректировку. Внесите небольшие изменения с помощью рулевого колеса, чтобы установить автомобиль в центре парковочного места.

Совет. Важно понимать габаритные размеры вашего автомобиля. Сложно определить длину авто, находясь на водительском сиденье. При необходимости во время парковки выйдите из машины и проверьте её положение, чтобы убедиться в том, что вы не зацепите другие транспортные средства.

Если вы подъехали слишком близко к автомобилю с другой стороны вашего авто, остановитесь. Переключитесь на первую передачу и слегка высуньтесь вперед, исправив положение машины на парковочном месте.

Шаг 5. Двигайтесь задним ходом до конца. Продолжайте движение до тех пор, пока расстояние между задним бампером и границей парковочного места не составит 15-30 см. Помните о транспортных средствах и препятствиях, таких как бордюры, фонарные столбы и тележки из супермаркетов. Оставьте 15-30 см между бампером и различными препятствиями.

Оцените расстояние между вашим автомобилем и другими транспортными средствами. Убедитесь, что оставили достаточно места для открытия дверей.

Если места для выхода из вашего автомобиля или машин, расположенных рядом, недостаточно, включите первую передачу и медленно двигайтесь вперед, исправив положение своего авто. Постарайтесь установить свою машину по центру и возвращайтесь обратно.

Способ 2: перпендикулярная парковка слева

Если вам понравилось парковочное место, расположенное слева по ходу движения, вы можете сделать следующее:

  • найти место для разворота, после чего «ячейка» для парковки будет находиться уже с правой стороны (а далее вы уже знаете, что делать);
  • подождать, пока проедут встречные автомобили, и припарковаться в понравившееся место задним ходом.

Совет. Если вы решили припарковаться слева, делать это необходимо спокойно, но быстро. Длительный процесс парковки блокирует движение и раздражает других водителей.

Шаг 1. Выберите парковочное место. Проанализируйте встречный трафик на стоянке. Включите левый указатель поворота, который сообщит другим участникам движения о том, что вы планируете припарковаться.

Когда встречных автомобилей не будет, выезжайте на левую сторону полосы и держитесь на расстоянии около 1 метра от припаркованных слева машин.

Шаг 2. Выберите подходящую позицию. Остановите свой автомобиль в тот момент, когда ваш задний бампер выровняется с углом бампера припаркованного авто.

Шаг 3. Включите заднюю передачу и начинайте выполнять парковку между автомобилями. Поверните рулевое колесо до упора влево, а затем обратно вправо примерно на пол-оборота.

Шаг 4. Продолжайте медленно парковаться. Поглядывайте в левое зеркало заднего вида, чтобы сохранять безопасное расстояние между задним бампером и транспортным средством возле вас.

Постоянно проверяйте обстановку через правое зеркало и зеркало в салоне, чтобы убедиться в том, что вы не врежетесь в другие транспортные средства или препятствия.

Шаг 5. Завершите движение на задней передаче. Когда ваше транспортное средство будет находиться параллельно с другими автомобилями, выровняйте колеса, повернув руль в исходное положение.

Продолжайте медленное движение задним ходом, пока между задним бампером и препятствиями или разметкой не будет 15-30 см.

Шаг 6. Поставьте машину на стояночный тормоз. Оцените расстояние до транспортных средств по бокам и позади вас. Если вы подъехали слишком близко к одной из машин и это создаст трудности для посадки/высадки, необходимо исправить положение автомобиля.

Способ 3: параллельная парковка задним ходом

Параллельная парковка может пугать даже опытных водителей, особенно в местах интенсивного движения. Сохраняйте спокойствие во время выполнения процедуры. Если вы заранее будете практиковаться на участках с минимальным движением, это подготовит вас и поможет избежать лишнего стресса в будущем, когда вы окажетесь в условиях интенсивного трафика.

Совет. Если вы планируете парковаться с левой стороны улицы, например, если там одностороннее движение, придерживайтесь опубликованных ниже советов, но замените левый на правый и наоборот.

Шаг 1. Приблизьтесь к парковочному месту. Как только вы заметите подходящее место для параллельной парковки справа по ходу движения, медленно приближайтесь к нему, включив правый указатель поворота.

Шаг 2. Установите автомобиль в исходную позицию. Проезжайте мимо свободного места и остановитесь в тот момент, когда задние бампера вашего и рядом стоящего автомобиля будут находиться примерно на одном уровне. Расстояние между вашими автомобилями должно составлять примерно 30-50 см.

Шаг 3. Подготовьтесь к парковке. Включите заднюю передачу, поверните рулевое колесо вправо до упора и удерживайте в таком положении.

Шаг 4. Начинайте медленно сдавать назад. Ваше транспортное средство должно заезжать в парковочное место сначала под углом. Будьте осторожны в управлении рулевым колесом, используя обе руки.

Шаг 5. Выровняйте колеса. Когда водительское боковое зеркало выровняется с задним бампером автомобиля с правой стороны, остановитесь на секунду и выровняйте колеса (они должны стоять прямо).

Продолжайте медленно ехать назад, пока правый угол переднего бампера не выровняется с задним бампером припаркованного спереди авто.

Шаг 6. Поверните рулевое колесо влево. Остановитесь на секунду и поверните рулевое колесо до упора влево.

Продолжайте движение на задней передаче. Передняя часть вашего авто будет поворачивать, занимая правильное положение в выбранном месте.

Шаг 7. Двигайтесь задним ходом, пока ваш автомобиль не расположится параллельно бордюру. Постарайтесь, чтобы расстояние между вашей машиной и бордюром составляло около 15-45 см.

Шаг 8. Откорректируйте положение авто при необходимости. Выровняйте рулевое колесо. Двигайтесь назад до тех пор, пока вы не окажетесь в 15-30 см от бампера автомобиля позади вас. Поверните руль в ту сторону, в которую необходимо, чтобы выровнять положение авто.

Проедьте вперед, чтобы ваша машина стояла приблизительно по центру между машинами спереди и сзади.

Вы можете легко выехать из парковочного места, сдав немного назад, после чего повернув передние колеса влево и медленно проехав вперед. Как только ваш передний бампер и задний бампер впереди стоящего автомобиля успешно разминутся, вы можете аккуратно вписаться в дорожный поток.

Парковка задним ходом может быть как простой, так и достаточно сложной. Но постоянная практика, чёткая пошаговая инструкция (схема), которую нужно хранить в голове, и умение расслабиться помогут даже начинающим водителям справиться с этой задачей.