Московский авиационный институт. Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе Маи история

Подробнейший план МАИ Георгий Суворов , МАИ.Экслер.ру
План дан по состоянию на 1 сентября 2007 г.

МАИ.Экслер.ру представляет почтеннейшей публике план МАИ приемлемого качества и приемлемого уровня детализации, несомненно интересный всем, имеющим или имевшим отношение к Московскому авиационному институту.

Вы можете взять полноразмерную картинку (GIF, 3500x2475 точек, формат А2) — черно-белую или цветную (около 630 Kб).

Планов и схем МАИ уже было создано немало. Чем же предлагаемый лучше?

При разработке и составлении настоящего плана были использованы все доступные на тот момент планы МАИ, учтены и устранены все их недостатки и недоработки. Вот что легло в основу приводимого плана:

  • Рисунок Вадима Черноброва (регулярно публиковался в «Пропеллере» с ~1989 г.).
  • Грубый непропорциональный план с указанием станций метро и более широких окрестностей (по сей день используется в приемной комиссии, ~1994 г.).
  • Уличный план, висевший на корпусе № 5 (~1997—2001 г.).
  • План в англоязычном буклете о МАИ (~1998 г.).
  • Общедоступные карты и атласы Москвы.
  • Данные АХО и ЭТО МАИ, а также некоторые другие документы.
Выносимый на суд публики план разрабатывался около полутора лет (июль 1999 г. — ноябрь 2000 г.; исправлен в 2002, 2003, 2004, 2005, 2007 гг.) с величайшей дотошностью, и он содержит немало сведений, не отраженных доселе ни на одном широко известном плане института.

1. Достоверные номера всех корпусов МАИ.
Номера корпусов МАИ, нанесенные на этот план, являются достоверными — они сверены с ЭТО и с АХО МАИ. Почему это важно? Потому, что в настоящее время таблички с номерами некоторых корпусов, развешанные на территории института, не соответствуют истинным номерам корпусов.

  • Табличка «34» висит на корпусе № 20;
  • табличка «17» висит на корпусе № 18;
  • табличка «18» висит на корпусе № 17;
  • Кроме того, корпуса №№ 11, 10 и 57 помимо номеров имеют равноправные буквенные обозначения (А, Б и Г соответственно).
  • Убежища ГО ОСУ-1 и ОСУ-2 имеют статус корпусов №№ 38 и 39 соответственно.
  • ГАК (главный административный корпус) номера не имеет.
  • Номера 8, 27, 40—53, 55, 56, 60—62, 64 и 65 условно закреплены за различными вспомогательными строениями МАИ.
Следует помнить, что приведенная нумерация корпусов сложилась исторически и во многом парадоксальна, но она верна .

2. Номера всех КПП МАИ.
Не правда ли, не каждый студент навскидку скажет, сколько в МАИ проходных? Пять? Шесть? А их целых восемь! Из них две, правда, ныне не действуют, но у каждой есть свой номер (от 1 до 8). Кроме того, отдельно стоящие здания проходных (такие, как у корпуса № 3, у ГАКа, у корпуса № 6), формально тоже считаются корпусами и также имеют соответствующие номера. Вот почему табличка «Корпус 6», висящая на проходной на «Малую землю», лишена смысла: само здание проходной (КПП № 7) является корпусом № 33!

3. Номера и наименования корпусов общежитий студгородка МАИ.
Указаны «Икар », «Космос » и пр. На территории студгородка МАИ расположены корпуса общежитий №№ 1, 2, 3, 4 и 6. Пятый корпус общежития формально размещается во 2, 3 и 4 крыльях корпуса № 6 (ул. Панфилова, д. 20), но в настоящее время эти помещения функций общежития практически не выполняют. Корпуса общежитий №№ 7А, 7Б, 7В расположены на ул. Вилиса Лациса (дома 18, 16 и 14 соответственно).

4. Достоверные почтовые номера всех близлежащих домов.
Почтовые номера домов в сознании городских властей причудливо переплелись с номерами корпусов маёвских общежитий. Например, д. 5 по Дубосековской ул. — это шестой корпус общежития; вот и висит табличка, что это дом 5 корпус 6. В таком случае, где же д. 5 корп. 5, д. 5 корп. 4, д. 5 корп. 7? А их и нет, поскольку достоверный почтовый номер этого дома — 5. Без всякого корпуса! То же можно сказать про д. 10 по Факультетскому переулку, он же четвертый корпус общежития — кое-где он обозначен как д. 10 корп. 4, что в корне неверно. И так далее. Следовательно, номер на представляемом плане — правильный, смотря же на номер на самом доме — не верь глазам своим.

5. Прочие объекты.
Помимо всего вышеперечисленного, на план нанесены:

  • устоявшиеся неофициальные названия некоторых мест («ледокол» , «черепаха» , «коробка» , «Малая Земля» и т. д.);
  • ориентировочное распределение факультетов по корпусам;
  • столовые, буфеты, бары;
  • автомобильные парковки;
  • городские таксофоны;
  • остановки общественного транспорта и их названия;
  • подземные переходы;
  • пояснительные надписи с указанием зданий-ориентиров;
  • зеленые насаждения.
Плюс ко всему, это первый в истории МАИ публичный план, на котором изображены и основная территория, и «Малая земля », и студгородок.

В заключение следует особо отметить, что план более или менее пропорционален, т. е. соблюдены сравнительные размеры зданий и расстояния между ними, насколько это возможно на план-схеме. Этого тоже никогда ранее не было на публичных планах МАИ.

Не сомневаюсь, данный план будет полезен не только эксплуатационно-хозяйственным службам МАИ, но и абитуриентам, студентам и аспирантам. Убежден, что он согреет и сердца выпускников нашего института.

  • Считаю своим долгом выразить глубокую признательность и благодарность начальнику эксплуатационно-технического отдела (ЭТО) МАИ Александру Николаевичу Спасскому и Наталье Николаевне Фетисовой . Без их неоценимой помощи и поддержки этот план никогда бы не был столь полным и достоверным. Также искренне благодарю за понимание проректора МАИ по режиму Владимира Ильича Колосова и начальника штаба ГОЧС МАИ Юрия Ивановича Трутко .
  • Большое спасибо газете «От винта » за «путевку в жизнь» — место для первой и ряда последующих публикации плана.
  • Особая благодарность Максиму Горбачеву (Don Massimo) . Без его умелых рук, ясной головы и широкой души план не увидел бы свет с газетных страниц.

    Напоследок вольно процитирую Артемия Лебедева:
    «Вы можете использовать этот план для своих личных целей — повесить его на стенку, или в виде „обоев“, или послать приятелю по почте. Если же вы хотите выложить его на свой сайт, опубликовать в любом виде на любом носителе, продать, растиражировать и пр., вы не имеете на это права без предварительного письменного разрешения. Интеллектуальная собственность — не хрен собачий, помните об этом».

    Ваши замечания, дополнения и поправки будут приняты с благодарностью.

    • Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное … Википедия

      Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) … Википедия

      Начавшееся в начале XX века бурное развитии авиационной науки и техники потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 г. на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      - (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана… … Энциклопедия техники

      - (, 4), крупнейший аэрокосмический вуз России. Организован в 1930 как московский аэромеханический институт на базе одноименного факультета Московского высшего технического училища; в том же году назван МАИ, с 1935 носил имя Серго Орджоникидзе.… … Москва (энциклопедия)

      Энциклопедия «Авиация»

      - (МАИ) имени Серго Орджоникидзе — высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом… … Энциклопедия «Авиация»

      Им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в 1930. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана деятельность таких авиаконструкторов и… … Большая советская энциклопедия

      Запрос «МАИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное название Moscow Aviation Institute (MAI) … Википедия

    Книги

    • Взлететь без разбега , Гирич Татьяна. Татьяна Гирич - член Московской городской организации Союза Писателей России. Автор поэтического сборника`Оставляет Любовь для людей письмена`. Родилась и живет вМоскве. Окончила Московский…
    Ректор Михаил Асланович Погосян Студенты более 22000 Иностранные студенты 1500 Преподаватели более 1800 Расположение Россия Россия : Москва Юридический адрес Москва, Волоколамское шоссе , д. 4 Сайт www.mai.ru Награды Медиафайлы на Викискладе

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ БЮДЖЕТ-ПЛАТКА - МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ МАИ Как Поступить, Сколько Стоит Обучение

      ✪ Направления подготовки в МАИ: видеогид для абитуриентов

      ✪ Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) 24.04.2013

      ✪ СПбГУГА - Вперёд за высшим! 7 выпуск

      ✪ 5 вопросов о зачислении в МАИ: поступление в вуз - это не лотерея, а диалог с абитуриентом

      Субтитры

    История

    Рождение и развитие Московского авиационного института тесно связано с потребностями развивающейся авиации, с деятельностью профессора Н. Е. Жуковского , по инициативе которого в 1909 году в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания.

    17 сентября 1929 года приказом ВСНХ СССР (№ 124) авиационное отделение механического факультета МВТУ преобразовано в аэромеханический факультет .

    20 марта 1930 года на базе аэромеханического факультета МВТУ приказом ВСНХ СССР было создано Высшее Аэромеханическое училище (ВАМУ) .

    20 августа 1930 года на базе ВАМУ был создан Московский авиационный институт . Поначалу занятия проходили на Ольховской улице , затем вузу было предоставлено здание на 5-й Тверской-Ямской улице . К началу учебного года (1930-1931) в ВАМУ были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института - 120 человек - и Томского технологического института - 19 человек. В составе МАИ, так же как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания.

    В 1930-1931 годах происходило формирование структуры института. Воздухоплавательный факультет был переименован в Дирижаблестроительный.

    22 сентября 1932 года решением ЦКК-РКИ на базе Дирижаблестроительного факультета МАИ был образован Московский дирижаблестроительный институт, который решением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 апреля 1939 года реорганизован в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота им. К. Э. Циолковского (Позднее Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского).

    К 1933 году было построено первое собственное здание института (в настоящее время корпус № 3 факультета систем управления) на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе , где основная территория вуза находится и по сей день.

    10 марта 1933 года на базе Московского авиационного инженерно-экономического института (МАИЭИ) и кафедр организации производства и конкретной экономики организован Инженерно-экономический факультет МАИ.

    16 декабря 1935 года указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.

    К осени 1941 года правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату . После разгрома немцев под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве, и уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс в московских помещениях института.

    В 1945 году заслуги коллектива МАИ во время войны были отмечены высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

    Файл:AeroLab MAI.jpg

    Лаборатория МАИ

    В 1945 году в МАИ создана кафедра специальных (реактивных) двигателей (заведующий кафедрой профессор Н. В. Иноземцев). С этого в МАИ началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям, а затем и по другим ракетным специальностям .

    В 1956 году группа преподавателей МАИ выехала в Пекин для оказания организационной и методической помощи в создании Пекинского авиационного института (ПАИ), в настоящее время переименован в университет Бэйханг (Пекинский аэрокосмический университет). Преподаватели МАИ на протяжении ряда лет проводили в ПАИ все виды учебных занятий.

    Файл:ГАК МАИ.jpg

    В 1956-1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

    В 1959 году создана кафедра «Проектирование и конструкция ЛА» для подготовки специалистов в области ракетно-космической техники. С момента организации и до 1990 года кафедрой руководил первый заместитель главного конструктора С. П. Королева, академик В. П. Мишин (выпускник МАИ 1941 года). Кафедра положила начало широкой подготовке кадров для ракетно-космической отрасли и послужила базой для организации в последующем (1968) Аэрокосмического факультета.

    В 1967 году при кафедре «Проектирование и конструкции ЛА» создано первое в СССР студенческое КБ космической техники «Искра ».

    В 1970 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Индией (1966) МАИ принял участие в создании факультета авиационной техники при Бомбейском технологическом институте. Более 20 профессоров и преподавателей МАИ работали в БТИ с 1970 по 1974 год.

    26 октября 1978 года в Советском Союзе осуществлен первый успешный запуск студенческого искусственного спутника Земли «Радио-2 », созданного СКБ МАИ «Искра» .

    В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов, в год своего пятидесятилетия институт был награждён орденом Октябрьской Революции.

    В 1998 году создан факультет Иностранных языков, который ведет подготовку специалистов по связям с общественностью и лингвистов для авиационной отрасли.

    Ваш вуз внёс значительный вклад в развитие отечественной науки, авиационной и ракетно-космической промышленности. За прошедшие годы подготовил более 140 тысяч выпускников, среди которых известные учёные, лётчики-космонавты, руководители и ведущие инженеры предприятий аэрокосмической и оборонной отрасли. Сегодня в стенах МАИ ведутся фундаментальные и прикладные исследования в целом ряде областей, среди которых наноматериалы и нанотехнологии . Институт обладает современной технической базой и уникальной инфраструктурой и по праву входит в число национальных исследовательских университетов.

    31 марта 2015 года приказом Минобрнауки проведена реорганизация МАИ путём присоединения к нему МАТИ .

    Университет сегодня

    Миссией МАИ является подготовка мировой элиты инженерных кадров через опережающие исследования на всех стадиях жизненного цикла авиационной, ракетной и космической техники.

    МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса России.

    Отличительным способом подготовки студентов в МАИ является направление их на профильные предприятия, где они под руководством специалистов промышленности выполняют специализированные курсовые и дипломные проекты, проходят все виды практик, за что предприятия оплачивают их труд и назначают дополнительные стипендии. Это помогает студентам видеть свои перспективы на предприятиях, а работодателям - способности своих будущих специалистов. По такому виду обучения МАИ заключил договора более чем со 100 организациями. На предприятиях проходят стажировки и преподаватели университета.

    МАИ реализует целевой набор в соответствии с государственным планом подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на 2016-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192).

    В 2015 году МАИ занял первое место среди самых востребованных организациями ОПК, подведомственных Минпромторгу России, учебных заведений страны.

    Подготовка студентов на базе МАИ осуществляется по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Для этого в университете создана уникальная лабораторная база, соответствующая современному уровню развития промышленности. Это натурные образцы техники, включая самолёты, вертолёты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажёры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, порошковый рентгеновский дифрактометр, экспериментальный вакуумный стенд, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, измерительный комплекс лаборатории создания высокоточных сверхширокополосных радиосистем и другие.

    На базе научно-исследовательских лабораторий, ресурсных центров, конструкторских бюро студенты проходят подготовку в рамках УИРС, НИРС, а часть из них участвует в НИОКР. Также организованы защиты дипломных проектов по созданию летательных аппаратов.

    Специальные профильные предметы в МАИ преподают руководители предприятий промышленности: М. А. Погосян, Б. В. Обносов, Б. С. Алёшин, Е. Н. Каблов, В. А. Сорокин, С. Ю. Желтов и другие.

    Московский авиационный институт осуществляет подготовку специалистов для всех российских космодромов:

    • «Байконур » (Байконур);
    • «Плесецк » (Мирный);
    • «Восточный » (Циолковский).

    В 2009 году МАИ заключил трёхсторонний договор с Амурским государственным университетом (АмГУ) и правительством Амурской области о подготовке специалистов для нового российского космодрома «Восточный» по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». В январе 2015 года состоялся первый выпуск 23 студентов. В настоящий момент в рамках трёхстороннего договора в МАИ обучаются 88 студента из АмГУ.

    В МАИ реализуются дополнительные образовательные программы различной продолжительности и направленности (технический английский язык, деловой иностранный язык). Кроме того, на факультете иностранных языков МАИ в рамках реализуемых образовательных программ за последние годы прошли обучение авиационному английскому языку более 3 000 пилотов и авиадиспетчеров гражданской авиации РФ и стран СНГ по стандартам ИКАО, а также проходит подготовка бортпроводников, проводится квалификационное тестирование на определение уровня владения английским языком в соответствии со шкалой ИКАО. Специалисты факультета оказывают переводческие услуги.

    Международное сотрудничество

    МАИ осуществляет подготовку иностранных студентов из 57 стран, в том числе из 10 стран СНГ. Наиболее крупные контракты по обучению заключены со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Союзы Мьянмы, Республика Корея и др.), а также с Индией, КНР, Алжиром, Египтом, Мексикой, Бразилией, Анголой. Многие иностранные выпускники МАИ занимают руководящие должности в своих странах. В настоящее время в МАИ и его филиалах проходят обучение более 1500 иностранных граждан.

    В сентябре 2015 года МАИ открыл обучение по программе бакалавриата по направлению «Авиастроение» по пяти профилям, в рамках которого иностранные студенты в течение четырёх лет проходят обучение на английском языке. Кроме того, подписан договор с Нанкинским университетом астронавтики и аэронавтики, крупнейшим вузом КНР о программах двойных дипломов.

    Московский авиационный институт принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как:

    • Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO);
    • Ассоциация технических университетов России и Китая;
    • Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS;
    • Международный совет по авиационным наукам (ICAS);
    • Международная федерации астронавтики (IAF).

    Программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь»

    Университетом разработана и реализуется собственная кадровая программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь», целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава университета молодыми учёными. Программа включает в себя разделы: «Целевая аспирантура и докторантура» - организация и финансирование подготовки диссертаций аспирантами и докторантами, заключившими с институтом гражданско-правовой договор о дополнительном финансировании их обучения в аспирантуре и работы в течение 3-5 лет после окончания обучения в качестве преподавателей; «Квалификационный рост» - организация и финансирование подготовки диссертаций молодыми работниками института; «Омоложение педагогических кадров» - организация планомерного замещения молодыми учёными профессорско-преподавательского состава.

    Профориентационная работа

    МАИ ведётся профориентационная работа со школьниками 5-11 классов, которой охвачены множество школ и профильных техникумов г. Москвы. По утверждённым учебным программам МАИ, в 38 базовых школах преподаватели университета проводят дополнительные занятия по математике, физике и русскому языку.

    Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) вошёл в число 13 столичных вузов участвующих в образовательном проекте «Инженерный класс в московской школе». МАИ реализует дополнительные профессиональные программы для педагогических работников инженерных классов, проводит семинары для учителей и профориентационные мероприятия для школьников, среди которых: мастер-классы для учащихся, экскурсии на предприятия инженерной направленности, реализация элективных курсов.

    Центр трудоустройства МАИ

    С целью содействия трудоустройству выпускников и адаптации студентов к рынку труда с 1996 года в вузе функционирует Центр трудоустройства МАИ.

    Центр входит в Ассоциацию центров трудоустройства вузов Москвы и является координационной структурой Ассоциации. Сотрудники центра принимают активное участие в работе Межвузовского центра развития карьеры, а также в работе Комиссии по трудоустройству Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. В базе данных центра трудоустройства МАИ более 200 компаний-работодателей, заинтересованных в выпускниках университета.

    По проведённому опросу в 2015 году свыше 70 % выпускников МАИ работают на профильных предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности.

    Подготовка офицеров

    Файл:MAI army.jpg

    Вручение званий выпускникам УВЦ МАИ

    МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Учебный военный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых сил Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

    Образовательная деятельность МАИ

    В настоящее время в МАИ по различным формам обучения на 12 факультетах, в 9 институтах (на правах факультетов) и 5 филиалах обучаются около 22 000 человек.

    Факультеты

    • «Авиационная техника»
    • «Двигатели летательных аппаратов»
    • «Системы управления, информатика и электроэнергетика»
    • «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
    • «Аэрокосмический»
    • «Робототехнические и интеллектуальные системы»
    • «Прикладная математика и физика»
    • «Прикладная механика»
    • «Социальный инжиниринг»
    • «Иностранных языков»
    • «Радиовтуз МАИ»
    • «Факультет довузовской подготовки»

    Институты

    • Инженерно-экономический институт МАИ (ИНЖЭКИН МАИ)
    • Институт материаловедения и технологий материалов
    • Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
    • Институт информационных систем и технологий
    • Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
    • Военный институт МАИ
    • Институт военной подготовки
    • Институт повышения квалификации и переподготовки МАИ
    • Институт заочного обучения

    Филиалы

    • «Восход» (космодром «Байконур »)
    • «Взлёт» (Ахтубинск)
    • «Стрела» (Жуковский)
    • Ступинский филиал (Ступино)

    Научная деятельность МАИ

    Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - крупный научно-образовательный центр с развитой инфраструктурой.

    В результате реализации мероприятий Программы развития МАИ как национального исследовательского университета в университете созданы центры генерации знаний с мощным материально-техническим обеспечением научных экспериментов и разработок на базе которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что является весомым вкладом в социально-экономическое развитие страны и отрасли.

    Приоритетными направлениями развития университета являются:

    • авиационные системы;
    • ракетно-космические системы;
    • энергетические системы;
    • информационно-телекоммуникационные системы;
    • новые материалы и производственные технологии;
    • диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса.

    За период 2011-2015 гг. университетом выполнено НИОКР объёмом свыше 6,01 млрд рублей (в том числе за 2015 год на сумму 1,48 млрд рублей). Объём средств, поступивших на счета МАИ от осуществления научно-технической деятельности в рамках международных научных программ и проектов составил за 2011-2015 гг. свыше 100 млн рублей.

    Уровень научных достижений МАИ за последние годы подтверждается реализацией крупных научно-исследовательских и инновационных проектов в рамках федеральных и отраслевых целевых программ, постановлений правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218-220, грантов институтов развития и международных организаций и др.

    Московский авиационный институт также принимает активное участие в формировании инновационной экономики России, в том числе в деятельности компаний, реализующих программы инновационного развития (ПИР).

    Так, МАИ включен в качестве опорного вуза в 11 из 60 программ инновационного развития, утверждённых Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, и за период 2012-2015 гг. выполнил НИОКТР для компаний, реализующих ПИР, на сумму 1672,3 млн руб. (в том числе за 2015 г. - более 380 млн руб.). Работы выполнялись для таких ведущих предприятий авиационно-космической и оборонной отраслей, как ПАО «ОАК», АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей“», ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“», ОАО «Ракетно-космическая корпорация „Энергия“ им. С. П. Королева», ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», АО «Концерн радиостроения „Вега“», АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва"", АО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», ОАО «Объединенная промышленная корпорация „Оборонпром“».

    В целом, Московским авиационным институтом заключено более 120 договоров о сотрудничестве в области научной и инновационной деятельности. Кроме того, университетом разрабатываются планы совместной деятельности с профильными российскими и зарубежными корпорациями и организациями, такими как Госкорпорации «Роскосмос» и «Ростех», COMAC, Safran и др. В настоящее время уже реализуется программа сотрудничества в сфере подготовки кадров и в области НИОКТР на 2016 год и дальнейшую перспективу с ПАО «ОАК».

    Увеличивать объемы научных исследований, выполняемых в интересах крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности, в том числе международных, МАИ позволяет новейшее и уникальное оборудование. С 2009 года объем инвестиций в переоснащение вуза составил 1,7 млрд руб. На базе университета функционируют центры коллективного пользования, ресурсные центры, научно-образовательные центры, конструкторские бюро, аэродром и другие подразделения. Также на базе МАИ создается молодежная инновационная зона, объединяющая Центр начинающего предпринимательства и бизнес-инкубатор.

    МАИ - единственный вуз в мире, имеющий сертификат разработчика лёгких воздушных судов и лицензию на разработку авиационной техники. Вуз обеспечивает учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов.

    В МАИ функционирует учебный Центр управления полётами (ЦУП), задействованный в проведении экспериментов «МАИ-75», «РадиоСкаф» и «Тень-Маяк», входящих в долгосрочную программу научно-прикладных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС. Оборудование ЦУП МАИ позволяет осуществлять управление и приём данных с различных типов образовательных спутников.

    Научные журналы «Вестник Московского авиационного института» и «Труды МАИ», издаваемые Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), включены Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации вновый Перечень рецензируемых научных изданий.

    Инновационные разработки университета удостаиваются большого количества наград на крупных международных и всероссийских выставках, таких как Международный авиационно-космический салон (МАКС), Вузпромэкспо, форум «Армия», «Открытые инновации», салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», «HeliRussia» и многих других мероприятий. В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС ежегодно проходит конкурс «Золотые крылья». Конкурс проводится среди экспонентов авиасалона - вузов, предприятий, финансовых и общественных организаций - в четырёх номинациях: «Премьера МАКС», «Наука», «Экспозиция» и «Деловая программа». В 2015 году МАИ одержал победу в номинации «Наука. Проект». Университету была вручена статуэтка и сертификат победителя за подписью министра промышленности и торговли России Д. Мантурова. Эта победа - не первая в истории участия МАИ в «Золотых Крыльях»: до этого МАИ становился лучшим дважды: в номинации «Мероприятие» и «Лучшая экспозиция».

    Университет является базой проведения крупных международные научно-технических конференций и мероприятий, отражающих развитие университета как важной образовательной организации авиационно-космического комплекса. Это Международная неделя авиакосмических технологий «Aerospace Science Week», в рамках которой проходят Международная конференция «Авиация и космонавтика» и Межотраслевой молодёжный конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики», Международный форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли, Научно-практическая конференция молодых учёных и студентов «Инновации в авиации и космонавтике» и другие.

    Учебно-авиационная база «Алферьево»

    Уникальным видом учебного процесса является лётно-эксплуатационная практика студентов, проводящаяся с 1973 года в Авиационном центре (вблизи посёлка Алферьево Волоколамского района), имеющим аэродром, самолёты, квалифицированный лётный и технический персонал.

    В течение месяца практики студенты, вначале на пилотажных стендах института, а затем в Авиационном центре постигают искусство пилотирования самолётов. Это позволяет будущим конструкторам ближе познакомиться с пилотажными характеристиками самолётов.

    Такая практика не проводится ни в одном другом вузе России и за рубежом. За 35-летний период она охватила более 3500 студентов.

    Большая работа по созданию её методики, организации и проведению была отмечена премией Правительства Российской Федерации.

    Рейтинги

    В 2015 году в числе 10 российских вузов попал в топ-200 международного рейтинга по качеству преподавания Round University Ranking (RUR).

      - (МАИ) имени Серго Орджоникидзе высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана… … Энциклопедия техники

      - (МАИ технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженерные кадры по специальностям самолето и вертолетостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1993 ок. 15 тыс. студентов … Большой Энциклопедический словарь

      Запрос «МАИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное название Moscow Aviation Institute (MAI) … Википедия

      Энциклопедия «Авиация»

      - (МАИ) имени Серго Орджоникидзе — высшее учебное заведение в области авиастроения. Основан в 1930 на базе аэромеханического факультета Московского высшего технического училища. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом… … Энциклопедия «Авиация»

      Им. Серго Орджоникидзе (МАИ), один из крупнейших в СССР учебных и научных центров в области авиастроения. Основан в 1930. В 1935 институту присвоено имя Серго Орджоникидзе. С институтом связана деятельность таких авиаконструкторов и… … Большая советская энциклопедия

      - (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. Готовит инженеров по специальностям самолёто и вертолётостроения, экономики и организации производства летательных аппаратов и др. В 1998 около 18 тыс. студентов … Энциклопедический словарь

      Начавшееся в начале XX века бурное развитии авиационной науки и техники потребовало принципиально новых инженерных кадров для новых отраслей науки и техники. В 1925 г. на механическом факультете Московского высшего технического училища (МВТУ)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Запрос «МАИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ) Международное … Википедия

      МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ (МАИ, технический университет с 1993), основан в 1930. В составе университета 14 факультетов: авиационной техники; двигателей летательных аппаратов; систем управления, информатики и электроэнергетики;… … Энциклопедический словарь

    Книги

    • , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания`Центра графических… Купить за 3970 грн (только Украина)
    • 100 шедевров Европейской гравюры , Гостев Анатолий. Данное издание является каталогом выставки лучших образцов европейской гравюры XV-XVIII веков. Сгруппированные по национальным школам гравюры из собрания "Центра графических искусств"…