Персоналии. Кудесница народных сказок анна королькова «В ее говоре слышалась сама Древняя Русь»

Благодаря этой простой женщине из воронежского села удалось сохранить многие жемчужины устного народного творчества. Ее сказки стали известны поистине за тридевять земель от родного края. Их издали даже в далекой Японии, чтобы школьники из «Страны восходящего солнца» могли познакомиться с лучшими образцами русского фольклора. Но особую славу талант крестьянской сказительницы обрел на Родине, где она стала членом Союза писателей наравне с признанными мастерами литературы. А между тем у нее за плечами было всего полгода обучения в церковно-приходской школе…

«Не сказку сказывает, а кружево плетет»

Анна Николаевна Королькова (1892 - 1984) родилась в селе Старая Тойда Бобровского уезда (ныне - Аннинского района), в семье бедного крестьянина. Юная Аннушка с малых лет работала в поле, ухаживала за скотиной, нянчила ребятишек, находясь в услужении у зажиточных односельчан. А еще ее с удовольствием приглашали на деревенские торжества - развлекать гостей народными байками и песнями. Особенно людям полюбились сказки в ее исполнении. Их бойкая девчушка умела подать на редкость увлекательно: с шутками-прибаутками, по ролям, на разные голоса. Даже взрослые диву давались! Говорили про нее: «не сказку сказывает, а кружево плетет». Любовь к фольклору Аннушке передалась по наследству. Ее дед, осиротевший в 6 лет, одно время был поводырем слепого певца, благодаря которому разучил множество народных песен. Бабушка Анны слыла в селе замечательной рассказчицей. Кроме того, со многими потешками и байками юную сказочницу познакомил местный пасечник Степан Растрыгин, доживший до 116 лет. Между тем жизнь самой Анны складывалась отнюдь не сказочно. В 20 лет девушку выдали замуж в большую семью, где она стала десятой по счету снохой. Жили трудно, бедно. Особенно тяжко пришлось во время голода 1920 - 1921 годов. Но природный оптимизм помогал Анне справляться со всеми невзгодами. Не ушла из ее жизни и любовь к творчеству.

Как «воронежские бабы» столицу покорили

В 1933 году Королькова вместе с мужем, выходцем из того же села, переехала в Воронеж. К тому времени она была уже хранительницей очага многодетной семьи. Супруг Анны Николаевны устроился на завод имени С. К. Кирова. Сама Королькова вела домашнее хозяйство, а затем начала участвовать и в общественной жизни города. Собрала голосистых подруг и организовала хор. Самодеятельный коллектив репетировал в одном из заводских бараков. Вскоре по городу пошел слух, что по вечерам при заводе Кирова «местные бабы устраивают концерты» и на репетиции потянулись толпы зрителей. А 8 марта 1938 года в клубе состоялся первый настоящий концерт хора. Певуний, в репертуаре которых были и старинные народные песни, и частушки на злобу дня, приняли «на ура». Летом того же года их отправили на первые гастроли - в Ярославль, на Всесоюзную олимпиаду коллективов художественной самодеятельности предприятий химической промышленности. Там воронежский хор обошел ансамбли с солидным творческим стажем и вернулся в родной город с победой. Через некоторое время корольковских певуний пригласили в столицу. Они стали участницами концерта в Колонном зале Дома Союзов. На этот раз среди зрителей, устроивших им бурную овацию, были Молотов и Сталин. Тогда всех воронежских артисток по особому распоряжению поощрили денежной премией и выдали им «специальный приз» - несколько отрезов ярких тканей на пошив костюмов для выступлений.

«Вы должны заниматься литературой!»

В годы Великой Отечественной Королькова эвакуировалась в родную Старую Тойду, где организовала песенный коллектив. Затем он влился в Воронежский народный хор, который возглавил Константин Массалитинов. В военное время артистки давали концерты советским бойцам. Позже этот хор прославился на весь мир. Сама Анна Николаевна выступала с ним до 1944 года, а в победном 1945-м вернулась в Воронеж и воссоздала самодеятельный хор при заводе имени Кирова, с которым проработала 10 лет.

Все это время Королькова не расставалась со сказками. Еще в Ярославле ее талант рассказчицы особо отметил профессор-искусствовед и дал совет: «Вы должны заниматься литературой систематически!» В конце 1930-х 32 «сказки от Корольковой» записал исследователь фольклора Тонков. В 1941-м вышел ее первый «сказочный сборник». Это было только начало. Когда закончилась война, последовали другие публикации - в СССР и за рубежом. В 1950-е в творческом багаже Корольковой насчитывалось около 100 произведений. Помимо этого Анна Николаевна долгое время являлась консультантом известного молодежного ансамбля «Лада», была частой гостьей на радио и телевидении - на передачах, посвященных фольклору. Она всю жизнь посвятила сохранению и пропаганде народного творчества.

Вечные сказочные ценности

«Сказочный репертуар» Корольковой на редкость разнообразен. В нем и богатырские легенды, и волшебные истории, и бытовые сказки, и потешки… Сюжеты многих из них встречаются у разных сказителей, но каждый рассказчик передает их на свой лад, с нюансами, которые превращают всем известные приключения сказочных персонажей в неповторимое произведение. Исследователи творчества Анны Николаевны отмечают ее живой, насыщенный яркими, запоминающимися образами язык, прекрасное чувство формы, верность народным традициям. В изложении Корольковой всегда присутствует характерная для русских народных сказок композиция - зачины, концовки, общие места. Но, в то же время, ее сказки - самостоятельные художественные произведения, в которых чувствуется самобытный авторский стиль. Есть у Корольковой и очень редкие сказочные сюжеты, такие как «Князя Петра верная жена», восходящая еще древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». А сколько в корольковских сказках мудрости и доброты! Их положительные герои защищают родную землю от врагов, учат своими примерами быть честными, великодушными, благородными… Жаль только теперь сказки Анны Николаевны нечасто увидишь в книжных магазинах.

«В ее говоре слышалась сама Древняя Русь»

Замечательный воронежский скульптор Антонина Толмачева в начале 1970-х работала над портретом Анны Корольковой. Антонина Артемовна поделилась с нами своими воспоминаниями о сказительнице:

- Я никогда не видела Анну Николаевну женщиной-обывательницей. Она всегда встречала меня наряженной в русский народный костюм и восседала на свой стульчик этаким монументом. Вы знаете, Королькова была готовая скульптура! Мне просто с ней работалось, и я легко выполнила ее потрет в трех вариантах. Потом все эти варианты были представлены на всесоюзных выставках.

Особое впечатление оставило общение с Анной Николаевной. Мы с ней много беседовали, пока она позировала для портрета. Память у Корольковой была великолепная, и в ее воспоминаниях всегда присутствовали интересные детали. А как она рассказывала сказки! Надо обязательно повторять на телевидении передачи с ее участием, потому что сейчас такой уникальной речи просто не встретишь. В ее чудном говоре слышалась сама Древняя Русь!

В честь Анны Корольковой названа улица в Левобережном районе Воронежа. Ее имя носит воронежская библиотека семейного чтения № 39. На доме, где жила Анна Николаевна (Ленинский проспект, 12) в год столетия сказительницы была установлена мемориальная доска.

Анна Николаевна известна не только как выдающаяся сказочница, но и автор замечательных частушек. Она чутко реагировала на события в стране и мире, и это находило отражение в ее метких четверостишиях. В репертуаре Корольковой были частушки, посвященные успехам советских механизаторов, рекорду летчиков под командованием Чкалова, совершивших беспосадочный перелет Москва - Ванкувер и победе Красной Армии в боях на Халхин-Голе…

Золотой сундучок - сказки Корольковой Анны Николаевны В едва памятные времена, рассказывала старуха одна, будто бы в их селе протекала быстрая река. На берегу речки стояла верба. Под вербой стояла избушка, в ней жили старик и старушка. У них было два сына. Больший сын оказался богатырем. Когда он возрос, стало ему девятнадцать лет, он отпросился у отца и у матери походить по земле, поглядеть белый свет. Однажды он идёт по чистому полю, встречаются с ним две девушки. Одного они возраста. И обе они такие красивые, что глаз не отвести. Косы у них русые, ниже пояса. В косах у них ленты алые. Сами они девы бравые. Только одна была обута в сафьянных красных сапожках на высоких каблучках, на каждом каблучке две подковки, одна золотая, другая серебряная, а другая была в простых черевичках. Они ему так понравились, что не может он глаз отвести, и решил он на одной жениться. И он спросил: - Кто вы, красны девушки, какого роду-племени? Какая в сапожках отвечала: - Я дочь одного известного богача Линникова, а она служанка моя. Он сказал: - Кому я нравлюсь из вас, подайте мне руку. Купецкая дочь подала руку. Он взял её и сказал; - Ты будешь моей женою. А она сказала своей подруге: - А ты как была, так и будешь моей служанкой. И пошли они втроём. Дошли до ближайшего города и стали жить. У богатыря было много злата-серебра. Богатую девушку звали Дуняша, а служанку - Наташа. Жену богатыря звали Евдокия Николаевна. Евдокии Николаевне отец дал богатое приданое. Много дал земли, леса и скота всякого. Они живут богато. У них был кучер, он очень нравился богатырю. Кучер женился на служанке Наташе. Вот они и живут. Этого русского богатыря звали Дмитрием, ему хочется пойти в дикую степь постранствовать, но он боится жену оставить, как бы она не полюбила другого. И поехать он не мог, коня у него богатырского не было. Он тогда заказал маленький золотой сундучок. Там были хрустальные окошечки. И положил туда лебяжью перину. Посадил богатырь туда Евдокию Николаевну. Там можно было сидеть и спать. Взял он сундучок на плечо и пошёл. Идёт дня два, три. Остановится на степи, откроет сундучок. Она выйдет, они покушают, поговорят. Она сядет, ножки вытянет, он положит ей голову на колени и спит богатырским сном так, что его разбудить нельзя, пока сам не проснётся. Проснётся, натянет лук, убьёт дичь. Сварят, съедят. Он запрет её в сундучок, пойдёт дальше. Однажды остановился богатырь на опушке леса. Покушали, поговорили, она села, он ей голову на колени положил и заснул богатырским сном. А с охоты шёл Царевич, вышел он из лесу и увидел её. Он не дошел до неё несколько шагов, остановился. Так она ему понравилась, что не может глаз отвести. Глаза у неё были тёмно-голубые, как в самый прозрачный день небо. Лицо её было белое, как снег. Брови её чёрные, как бархат. Волосы её были тёмно-русые и кудрявые и такие длинные, что закрывали плечи и спину и лежали даже на степи. Царевичу показалось, что это морская волна. Он стоит и молчит. А она говорит; - Что ж стоите, подходите ближе, кто вы такой? - Я царевич. - Подойдите, подарите мне колечко со своего перста. - Я бы подошёл и подарил, да боюсь; у тебя на коленях богатырь спит. - А как же другие царевичи не боялись, вон они мне сколько надарили. И показала снизку колец. Он подошел. Снял с мизинного перста золотой перстень, с голубой подчерню и подал ей. Она сказала: Вы на охоте были, устали. Лягте в мой золотой сундучок, по отдохните. Он влез в сундучок и лёг на лебяжью перину. Богатырь проснулся и спрашивает: - Долго ли я спал? - Три дня и три ночи. - Надо идти, продолжать путь дальше. Мне нужно подойти вовремя, куда я спешу. Полезай в сундучок. Она влезла, он положил за плечи и пошёл. Так он и шёл чистыми полями бархатными лугами, дремучими лесами. И ходил он так много лет. Стал он стареть. Тяжело ему стало носить сундук, он и думает: - Дай я его открою, выпущу её. Пусть ходит со мной. Теперь она уже ни в кого не влюбится. Открывает, а там их двое; жена и царевич. Он говорит; - Э-э, недаром мне было тяжело. Я их двоих носил. Надо было помнить мне пословицу, что противная лошадь семь раз в день думает хозяина копытом убить, а красивая жена думает семь раз в день мужу изменить, другого полюбить.

Королькова Анна Николаевна - о себе

Жизнь моя большая, восемьдесят лет, а с чего начать - ума не приложу. Зачну, как та старуха: взяла краюшку с полицы, глядит - с этого боку подгорелая, с другого поджаренная. Вот задумалась: как же её почать? А старик говорит: «С верхнего конца, какая с горчинкой, а хорошую - под конец, так-то, мол, с лаже будет». Ну, она так и сделала.
Я эту сказку давно слышала. Когда я была в детстве, их, сказки эти, только и рассказывали. Люди ведь тогда дюже бедно жили: ни избы-читальни, ни библиотеки, ни кино. Про это и слуху не было. Вот детям сказки рассказывали, чтобы не баловались. Вечером- кто чулки вяжет, кто мотки мотает, кто заплатки кладёт, ну, а нам - сказки. Положит нас бабка на печи и давай сказывать. Они разные были: детские и взрослые, и шуточные, и былины про разных про богатырей. У меня память была большая, я всё запомнила. А родилась я 15 февраля 1892 года в Воронежской губернии, Бобровский район теперь, село Старая Тойда, в семье крестьянина-бедняка. Мой дедушка Устин Сергеич остался без отца сиротой. Ему восьми не сравнялось - отдала его мать слепых старцев водить. Он их до четырнадцати годков водил, старцы стихи пели, а народ подавал. Вот этим кормились. После он в своём же селе в работники нанялся, и так дожил до девятнадцати лет. Его женили, взяли мою бабушку за него, у ней ни отца, ни матери. Тут возьми слобода-то и сгори, и они погорели. Вот с этого и жить начали. Поставили избёнку в лесу, там и жили. Как нажили корову, лошадь, поросёнка, стали моего батю женить. Сватались за одну, да она не пошла: бесчестно ей показалось, что дед побирался со старцами этими. Вот когда отказалась невеста-то, они поехали в другое село сватать. Вышла невеста, на заднюю лавку села. Дедушка спрашивает: - Микол, как невеста-то? А батя: - Ну, если и эту не отдадут, на службу пойду, в солдаты. Но ничего, сладились, богу помолились, взяли из другого села. С этого и начали жить. А я в бедности родилась. Восемь годочков сравнялось - меня в няньки отдали, недалеко, к нашему же крестьянину, к старому старику. У него две снохи, у одной - трое, у другой - двое, ну самые маленькие. Бабы промеж себя часто из-за меня ругались. Эта говорит: «Ты, говорит, моего дитя жалей дюжее!» А та: «Нет, моего!» Вот так-то раз мою я пол у судницы, скоблю там возле лоханки, - входит этот самый Степан Иваныч, старый старик (он говорил, что другой; век живёт). Ну, вот входит да на меня: - Экая девка, всё моет да скоблит! Не красна изба углами, красна пирогами, а сходка - головами,.. А вы чего шуршите? - Это на баб-то. Старшая сноха: - Да как же, батюшка, не шуметь-то? Она, Анютка, моего мальчонку не жалеет. И другая - то же. - И-их, оглашенные! - палкой стукнул. - Вы хоть бы раз поругались, кто няньку дюжей жалеет, ведь она тоже дитя, ей восемь годочков! Мне тогда грустно сделалось, я заплакала. А он: - Не плачь, - говорит, - Анка, приходи на пчельник, я сказку скажу. Может, про ковёр-самолёт, а то - про колдунью... Ну вот, стала я ходить. Побежим к нему с ребятишками на пчельник, а он нам сказывает. Я от него много запомнила. После в людях жила, на подёнщину ходила. Подёнщина так: как солнце всходит и пока оно сядет. На горох, на подсолнушки ходили. Горох ведь тогда руками рассевали, его боронят, а он не дюже хоронится, вот мы его палочками втыкали. Подсолнушки сажали, а потом их пололи. А тогда - покос, а тогда - рожь убирать. Вот всё так. Бывало, работаем на покосе ай там у купца, - как дождь, мы в курень. Нас там много, тишан-ские девки, садовские там, бродовские... - Анютка, ты б чего рассказала! Вот я и пошла сказки сказывать. Ну, меня любили - и девки, и ребята, и старики. И хотя была вроде неправая (ножку в детстве еще повредила), но меня никто не дразнил, не обижали. Всегда: «Анютка, к нам! Анютка, с нами!» А потом меня замуж отдали. Батя было не хотел отдавать, а мама говорит: - Люди хорошие. У них была семья тридцать три человека. Как разделились - остались свёкор со свекровью, муж да я. Муж у меня был трудолюбивый, рукомесленный. Вот на покосе бывало: все сидят, курят, а он косу отбивает. Тот говорит: мне отбей, этот - мне. Я ему: - Да на что ты отбиваешь? А он: - Ничего, сделаю ему, как корова языком оближет косу-то, пускай помнит... И всё отбивает, всё точит, вот так вот. Отец мой его за это любил. Меня замуж отдали в тринадцатом, а в четырнадцатом - война. Взяли мужа. Он сперва в Воронеже служил, потом в Бахмуче -городе. А я одна дома-то. Свёкру со свекровью, может, годов по восемьдесят. Ну, лошадёнка у нас, коровёнка, а всё равно - нужда. За солдат пособие тогда давали, семь рублей, что ли. Ох, трудно было! Грохот - больших размеров крупное проволочное решето. Ну вот. Пришёл муж мой по болезни - бронхит у него признали, отслужился. Тут вышли мы на новое поместье. У него - железная лопата в руках, у меня - тыквенные зёрна. Посадили зёрна, где будет двор. А гумно засеяли - мерку гречихи. Мужнины братья все рукомесленные были: Микитка - плотник, Ванька - швец, Яшка - швец. А мой-то с Митькой - подсёвщики, грохотом подсевали. Подсолнух подсевали, овёс, гречиху. И я от них в работе не отставала, только вот рожь вязала плохо от неправой ноги: что взять, что переступить - неловко. И я так плакала - Ведь смеяться станут. А мЪк говорит: - Не плачь, я тебя взял не возы возить, а дом украшать. Я тебе помогу, любая пара стань - мы впереди будем! Он-то уж дюже ловок был на работу и не лени- вый, всё до дела делал. Когда мы сгорели - корову продали. Поехали лес брать за Чиглу. Он тонкое-то деревохвост, на меня навалит, а сам тяжёлый подымает, аж, кровь в лицо наливается. А потом давай доски пилить: он отобьёт по нитке мелом, я - снизу, а он - сверху, сами напилили. И настлали пол, и я его мыла то с веником, то с кирпичом. Вот такая жизнь была. Когда революция пришла, у меня уже дети были - Митроша был и Маруся. Вот мы радовались: ни господ, ни купцов, ни помещиков, барскую землю поделили - сами хозяева. И насажали мы сад, он до сей поры цел. Недавно человек один на собрании в Союзе писателей подошёл, повидался, сказал: - Вот, Анна Николаевна, побывал я на вашей родине, вашу избу видел. Вам все привет передают. Ну, ладное Вот стали колхозы строить, и мы в колхоз пошли. Мы туда лошадёнку-кобылку сдали, новый рыдван сдали, год сами поездили - колёса еще новые совсем, втулки. А кобылка эта в колхозе семь жеребят принесла, А как в Воронеж поехали, у меня уже шестеро детишек было. Тогда недород случился, в тридцать третьем году. Это всем известно, - ну, не уродился хлебушко. Устроился муж на заводе имени Кирова. Он колёса чинил, а я вроде, стало быть, домохозяйки. Мы в бараке жили. Я общественную работу вела - в детском саду, в яслях сказки рассказывала, а то на подарки мешочки из бумаги клеила. И меня за общественную работу премировали. Тогда тут в Воронеже из наших из тойденских девок кой-кто жил, ну дочери мои подросли. Вот так-то соберёмся, песни играем. И я взяла да хор организовала. Сперва думала - смеяться будут над нами, как мы старинные песни играем, протяжные, плясовые, всякие. Мы на заводе выступали. А как началась финская война - так в госпиталях. Вот в первый раз позвали, а там - раненые, обмороженные, все с костылями. Бабы мои: «Не будем выступать, ведь это что! Скажут: «Чёрт вас принёс, дураков старых, плакать надо, а они песни играют!» Меня вызвал полковник, не помню, как его, сказал: - Раз вас приглашают, значит, вы тут нужны. Люди печалятся, раны не заживают, а вы песню поиграете, сказку расскажете - они от своей печали отвлекутся. Плохо, что ль? Стали мы петь раненым, они нас слушали, благодарили. А после в школы, в сады детские стали звать. Я часто там выступала, сказки детям сказывала. Как, бывало, бабушка нам на печи, так и я. Они меня с радостью встречали, как покажусь: - Бабушка пришла! Бабушка пришла! И я им рассказывала разные - про Илью Муромца, про козу-стрекозу, про зеркало волшебное. Я их много знаю. Тогда и сама кой-что стала сочинять: про Папанина на льдине, про озеро Хасан. Меня в Москву вызывали, в Ярославль. Мы там пели старинные песни. Тогда кой-какие мои сказки записали, книжечку выпустили, для детей сказки. Вот так с этого пошло, много всего было. В сорок первом, когда война началась, - по госпиталям всё с хором со своим. У нашего завода, у СК-2, госпитали были, они у первого вокзала. Меня в завком позвали, говорят: - Анна Николаевна, соберите женщин всех-всех - в госпитали. Мы там убирали и полы мыли и керосином койки вытирали, недели две всё готовили. А потом во всех госпиталях в Воронеже раненых обслуживали. Песни играли, я раненым сказки сказывала. Тут стали фашисты Воронеж бомбить. Мы на то не глядим, работаем. И вдруг - эвакуация. Мы эвакуировались поздно, в сорок втором, в июле четвертого числа вышли. В городе пожар был. Эвакуировалась я в Старую Тойду, к отцу-матери. Сын - на фронте, он техник бронетанковых частей был. Там он и погиб. Вот пришли мы в Тойду. А у нас там леса большие, река Битюг, места наши красивые, таких поискать. Я и тут, у себя в селе, хор организовала самодеятельный. Стали мы войска обслуживать. Это тоже не лёгкое было дело - хор-то собрать. Подхожу так-то к одной женщине, я знаю- у ней голос такой запевальный, говорю: - Аграфена Тихоновна, вот какое дело: как бы нам хор слепить... Она отвечает: - Какой хор! У меня Васька на войне, сын. Какой тут хор... Я ей: - Да ведь и у меня Митроша на фронте, вот мы для них и постараемся. Двадцать три женщины собрала, стали мы по воинским частям концерты давать по вечерам. Днём-то ведь рожь убирали, а вечером - по воинским частям. Там две машины сдвинут зад к заду, и там у нас и песни, и пляски, и гармонь. Они, солдаты, на войну уходили, принимали нас хорошо. Там был полковник Тётушкин, он и сейчас жив -здоров, в Москве, генерал. Он подошёл ко мне, руку пожал, поцеловал. «Спасибо, - говорит, - за песни за ваши!» А как прогнали Гитлера, приехали мы сюда в Воронеж - всё разбито, всё погорело, одни стены. Стали мы жить, где Дворец пионеров прежде был, во дворе, в сарае. И отсюда на фронт ездили, когда он близко стоял. Я и там, на фронте, солдатам сказки рассказывала, они рады были. Вот как-то один раз утром рано слышу - что такое, во дворе шум, крик. - Победа! Победа! - шумят. Это девятого мая было, самый День Победы. Ну, тут все обнимались, все целовались, плакали. Да ведь что же за радость была! С той поры я тут, в Воронеже, и работаю до сих пор. А как лето - в наши в родные леса, в Тойду, в Бел озерку, - так ведь, скажи, и тянет... Что значит - милая родина! Старые мои подружки там меня не позабыли. Нету на свете милей ро димого места! Вот как.

Татьяна Бубнова
Кудесница народных сказок Анна Королькова

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста :

«КУДЕСНИЦА НАРОДНЫХ СКАЗОК АННА НИКОЛАЕВНА КОРОЛЬКОВА -125 ЛЕТ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОСВЕЩАЕТСЯ».

Цель : познакомить с творчеством воронежской сказительници Корольковой

А. Н. ; воспитывать любовь к художественной литературе.

Ведущий : Ёе жизнь подобна русской народной песне , правдивой и

лирической, доброй и удалой, грустной и печальной. Жизнь Анны Николаевны Корольковой , длинна, богата, многогранна… Родилась Анна Николаевна 15 февраля 1892 года в селе Старая Тойда Воронежской губернии. Детство живой и любознательной девочки было трудным. С 8 лет ее отдали прислуживать богатым людям. Она ходила за скотиной, пряла, вязала, работала в поле, присматривала за хозяйскими детьми, играла с ними, рассказывала сказки и пела русские песни.

Песня «Уж ты зимушка…»

Ведущий : Но, несмотря на всю тяжесть жизни по чужим людям, девочка выкраивала время, чтобы погулять с подружками, повеселиться, попеть и потанцевать - редкая свадьба обходилась без ее участия.

Танец народный «Барыня»

Ведущий : В селе прошло детство, молодые годы Анны Николаевны. Здесь же она вышла замуж. В 1933 году Анна Николаевна с семьей переехала в Воронеж. Покинуть село заставил голод. Дома сидеть не могла, она рождена была для людей. На общественных началах стала ходить в школы, детские сады. Сказки рассказывала , помогала делать подарки и поделки детям, а дети для Анны Николаевны рассказывали стихи и танцевали .

Танец «Балалайки»

Ведущий : Королькова , как человек творческий, не могла жить без песен. Вскоре она организовала хор - да какой!

Песня «На Воронежских просторах»

Ведущий : Началась Война.

Танец «Синий платочек»

Ведущий : За годы войны она сочинила немало пословиц, частушек, песен и сказок . Анна Николаевна с хором выезжает в прифронтовую полосу, дают концерты в воинских частях и госпиталях, поднимая этим моральный дух солдат.

Танец «Кадриль»

Ведущий : После войны Анна Николаевна продолжала жить и работать в городе Воронеже, а как лето уезжала в родные места в деревню Тойду, встречалась со своими подружками.

Сядут на крылечке давай песни играть, да танцевать.

Ведь ничего на свете нету милей родного места.

Стих «Воронеж»

Танец «Смуглянка»

Ведущий : Жизнь сказочницы Анны Николаевны Корольковой была долгой и очень трудной, но она всегда была весела, знала и сочиняла : частушки, прибаутки, пословицы, а также сказки , которые мы любим до сих пор. Но чтобы почувствовать всю красоту и мудрость сказки надо не просто почитать, а посмотреть.

Cказка пересказ «Мужик и медведь»

Ведущий : Дорогие друзья – сказки радость нашего детства, давайте их не забывать. Благодарим всех за внимание. Приходите в наш сказочный мир .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Калейдоскоп русских народных сказок» «Калейдоскоп русских народных сказок». Автор занятия: Русанова М. Н., ГКУ СО РЦД и ПОВ «Виктория» г. о. Тольятти Цель: 1. Формировать у.

Сказки в стихотворной форме по мотивам русских и казахских народных сказок Авторские сказки (использую при объяснении таких понятий как литературная сказка и народная, поэтическая и прозаическая форма написания.

Фотоотчёт на тему:«Герои русских народных сказок в изобразительном творчестве детей» Последние две недели января в нашем маленьком детском.

Использование народных сказок в образовательном процессе. Использование народных сказок в образовательном процессе. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным.

Использование русских народных сказок в развитии речи детей дошкольного возраста Величайшее богатство русского народа - фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами.

Общеизвестно, что театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи. Она - неисчерпаемый источник.

Проект «Волшебный мир Русских Народных Сказок» Предусматривались следующие этапы реализации проекта: Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности Педагог Дети Родители.

Жили-были два соседа. Один был бедный, а другой богатый. Поехали они пахать. Пашут, пашут. У бедного лошадь ожеребилась. А у богатого был конёк. Он видит – бедный спит. Он взял и привязал жеребёнка к своему рыдвану. Бедный встал, увидал и говорит:

— Сосед, да ведь это мой жеребёнок. Моя лошадь ожеребилась: вон, видишь, у неё бока опали.

А богатый говорит:

— Нет, это мой.

— Да ведь у тебя конёк!

— А это рыдван ожеребился.

Так и не отдаёт.

Стали судиться. Подали на волостной суд – присудили богатому. Подали на земский – присудили богатому. Подали на окружной в губернию. Судили, двенадцать человек гласных сидели – присудили богатому. Все твердят: рыдван ожеребился. Дошло дело до самого царя.

Когда царь всё узнал, то сказал:

— Тому жеребёнка отдам, кто отгадает три загадки. Что быстрее всего на свете? Что мягче всего на свете? Что жирнее всего на свете? Ответ можно дать через три дня.

Ну, приехал богатый мужик домой. Думает, думает, а надумать ничего не может. У него была мать, и говорит она ему:

— А ты, Васька, скажи: есть ли на свете быстрее нашей кобылы Любки, а жирнее нашего борова Васьки, а мягче-то всего перина пуховая.

А бедный подумал-подумал.

— Схожу-ка я к старику Опёнке, посоветуюсь.

У них старуха жила бедная-бедная. Двадцать два человека детей. А старик у неё – Опёнкой его прозвали за то, что детей дюже много.

— Пойду к Опёнке, к деду, посоветуюсь, как мне быть.

Пришёл к деду. Стал советоваться.

— Ну, говорит, как мне царские задачи разрешить?

— А что за задачи такие?

— Да так и так.

— Это надо спросить у матушки. Ей уже сто семьдесят два года.

— А где она?

— Да вот, в теплушке, мы ей сделали. Она, может, знает. Ведь она уже почти два века прожила.

Пошёл к ней беднячок в теплушку.

— Тётка Марфа, вот так и так. Не знаешь ли ты, что на свете всего быстрее, что всего жирнее и что всего мягче.

Она и говорит:

— Если тебя царь спросит, что всего быстрее, ты скажи – мысль, а что жирнее всего – мать сыра-земля, в ней больше всего жиров и соков, на ней всё расцветает, она всех питает, а что мягче всего – так мягче всего своя ладонь. Какая бы ни была мягкая подушка, всё человек ладонь под щёку подложит.

Поехали к царю, доложили.

Царь говорит:

— Ты сам отгадал?

— Да нет. У нас бабушка Марфа, ей уже сто семьдесят два года.

— Если она такая удалая, пусть выткет мне рубашку, чтобы рубцов не было.

Приходит беднячок к бабушке Марфе.

— Вот так и так, велел царь выткать рубашку, чтобы рубцов не было.

Она взяла веник бересклетовый, вынула одну жестиночку бересклетовую, тоненькую в спичку.

— Отнеси, — говорит, — царю. Если он из этой палочки сделает стан, вытку такую рубашку, как ему нужно.

Он пошёл. Царь посмотрел.

— Нет, из этой палочки стан не выйдет. Нельзя сделать. Ещё, — говорит, — почему такая пословица есть: «На весь мир не испечёшь блин?» Пусть твоя старуха ответит.

Бабушка Марфа сказала:

— Потому что такой сковородки большой нету.

Так и отсудил жеребёнка своего Василий Никитич. А он оказался кобылкой. Девять жеребят ему принесла. С тех пор стал он жить да бабку Марфу благодарить. Вот так и пословица лежит: «Век прожить – не поле перейти ». Побольше поживёшь – побольше узнаешь.

Сказки о мудрых ответах широко распространены в мировом фольклоре. В русском репертуаре они чаще всего встречаются в версиях о девке-семилетке, о беспечальном монастыре. Своеобразием сказки Анны Корольковой является то, что мудрый отгадчик – древняя старуха-мать, с чем связан и конечный вывод из сказки.

Для справки: Анна Николаевна Королькова – уроженка села Старая Тойда, Анненского района, Воронежской области. Село это, как и весь Анненский район, очень богато песнями и сказками. Здесь не надо наводить длительных справок о сказочниках и песельниках, разыскивать их, бесконечно уговаривать спеть или рассказать старинную притчу, как приходится это делать фольклористам в других местах. Песня и сказка живут здесь полнокровной жизнью. В домах сельчан, в клубе, на ферме – словом, везде, где соберётся несколько человек, как только выдастся свободная минутка, поют прекрасные долгие песни, рассказывают поучительные сказки, передают старые предания, связанные с местными урочищами.

Среди своих земляков Анна Николаевна Королькова пользовалась особым уважением и славой как сказочница-мастерица этого искусства. Родилась она в 1892-м году; в ранней юности переняла свои сказки от глубоких стариков, так что репертуар её восходит к концу 18-го-началу 19-го вв. И репертуар этот исключительно велик и многообразен: тут и эпические богатырские сказки, и поэтические волшебные сказки, и сложные по своей фабуле авантюрные повести, и острые сатирические новеллы, и детские сказки о животных, и весёлые анекдоты. Хотя сказочница в последние годы и жаловалась, что уже не может вспомнить многие сказки, которые раньше часто рассказывала, в 1955-1957 гг. от неё было записано свыше ста сказок.

Анна Николаевна Королькова прожила долгую, нелёгкую жизнь, и всюду, куда бы ни забрасывала её судьба, спутницей её была сказка. С девяти лет Анюта пошла в люди, работала нянькой и прислугой у чужих людей. В двадцать лет, по настоянию отца и матери, вышла замуж в большую семью, «десятой снохой». Мужа своего она до свадьбы почти не знала, горько плакала, отправляясь к венцу. Но человеком он оказался хорошим, смирным, работящим, так что прожили они душа в душу больше тридцати лет, вели большое хозяйство, родили семерых детей. «Только в одном он меня укорачивал, — с юмором рассказывала Анна Николаевна, — ты, бывало скажет, Анюта, и умная, и хорошая, только много разговариваешь. Умные люди меньше говорят». Анна же везде и всюду рассказывала сказки. Черта эта, живая общительность, непреодолимое желание сообщить окружающим что-нибудь занимательное, забавное или поучительное, сохранилась у Анны Николаевны до глубокой старости. Основное ядро её огромного репертуара составляют традиционные волшебные сказки: «Ковёр-самолёт», «Финист-Ясный Сокол», «Сестрица Алёнушка», «Сивка-бурка», «Два соседа» и другие классические сюжеты народной сказки. Рассказывая, Анна Николаевна всегда сохраняла обычную традиционную композиционную схему, трактовку образов, традиционную идейную направленность. Но каждый её текст вместе с тем несёт в себе нечто новое, своеобразное, присущее именно её творческой манере.