Памятник честь победы 1812 г

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года. Учитель начальных классов Павлова Елена Анатольевна ГБОУ СОШ №318 с углубленным изучением итальянского языка Санкт-Петербург Конкурс: «Недаром помнит вся Россия»

Москва МОСКОВСКИЙ МАНЕЖ Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж является своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 г. В нем состоялись чествование и праздничный парад по случаю пятилетия победы русского оружия в этой войне

ПАМЯТНИК ПЕТРУ ИВАНОВИЧУ БАГРАТИОНУ В МОСКВЕ Пятого сентября 1999 г. в Москве был торжественно открыт памятник генералу от инфантерии князю Петру Ивановичу Багратиону Триумфальная арка « Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям.

Санкт - П етербург Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1837 году, когда страна праздновала двадцатипятилетие победы над Наполеоном, перед Казанским собором были торжественно открыты памятники героям Отечественной войны 1812 года, главнокомандующим М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Они были выполнены по рисункам скульптора Б. Орловского и отлиты в бронзе мастером В. Екимовым. Проект постамента для памятников был разработан архитектором В. Стасовым. Сооружением памятников руководил архитектор К. Тон. Идея установки памятников возникла еще у императора Александра I в 1818 году: он хотел, чтобы скульптор изобразил полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли в образе античных героев. Однако в то время проект не был осуществлен, и лишь при Николае I возобновились разговоры о необходимости увековечить память героев Отечественной войны. Фельдмаршал, граф Голенищев-Кутузов Генерал Барклай Де Толли

Нарвские триумфальные ворота Расположены на площади Стачек. Триумфальные ворота построены в 1827 - 1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут -Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и двух коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Является филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, работает музей.

Александровская колонна Александрийский Столп был возведен в 1834 г. в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном.

Памятник «Благодарная Россия - Героям 1812 года» - один из самых известных памятников Смоленска, был воздвигнут в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года Памятник Кутузову в Смоленске - одна из достопримечательностей Смоленска. Памятник у Соборного холма был воздвигнут по проекту известного советского скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л. М. Полякова Смоленск

Аллея генералов участников обороны Смоленска в 1812 г. В 1987 г., в дни празднования 175-летней годовщины 1812 г., в сквере Памяти Героев были установлены бюсты генералов, защищавших Смоленск в 1812 г. Барклай-де-Толли М.Б Багратион П.И. Дохтуров Д.С. Раевский Н.Н. Неверовский Д.П.

Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812. Установлен в 1841 году по Высочайшему указу императора Николая Павловича, автор - архитектор Антонио Адамини. Отлит из чугуна. Общий вес памятника составляет 25,9 т. Монумент представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду, стоящую на могучем цилиндрическом постаменте и увенчанную луковичной главкой с позолоченным крестом. Вокруг пирамиды расположены восемь пар декоративных колонн, завершенных луковичными главками с двуглавыми орлами над ними. На гранях пирамиды помещены изображения памятных медалей 1812 г. и надписи, рассказывающие о сражении 4-5 августа 1812 года. С восточной стороны помещена икона Смоленской Божьей Матери (Одигитрия), под ней металлическая доска с планом Смоленского сражения. С северной и южной стороны памятника на каменных постаментах установлены две французские пушки (копии).

Сооружен в 1912 году по проекту военного инженера П.А. Воронцова - Вельяминова. Расположен на высоком холме в центре деревни Горки на главном наблюдательном пункте полководца. С вершины холма хорошо просматривается позиция русских войск в день сражения. Обелиск из красного гранита венчает бронзовый парящий орел, держащий в когтях золоченый лавровый венок - символ победы. На лицевой грани золотом сверкает меч, направленный острием вверх, - грозное предупреждение завоевателям. Ниже - ниша с бронзовым барельефом, на котором изображен М.И. Кутузов, отдающий приказ своим сподвижникам. Над барельефом - слова из донесения полководца Александру I о результатах Бородинского сражения: « Неприятель отражен на всех пунктах ». На тыльной стороне памятника текст: « Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов руководил войсками в сражении при с. Бородине 26 августа 1812 года ». Памятник Главнокомандующему русскими армиями М.И.Голенищеву -Кутузову был поставлен в 1912 году в селе Горки. Бородино

Используемые источники: 1. http:// www.museum.ru/1812/Memorial/Smolensk/index.html 2. http:// www.museum.ru/1812/memorial/part01.html 3. http:// ru.wikipedia.org 4. В.Н.Авсеенко «История города Санкт-Петербурга в мифах и картинках» Пересветь, 1993 5. http://www.memorandum.ru/1812db/?action=card&table=Subject&query=&id=3081&type=2&step=&sort=&rndflag=true&title = 6. http://www.mozhaysk.su/?tp=04_0borod/04_2monum/01_kutuz 7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_% D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0


«Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге»

Победа, одержанная Россией над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года - одно из самых ярких событий российской военной истории, которому посвящено немало произведений искусства. В Петербурге в память о славных победах русской армии был возведен целый ряд архитектурных и скульптурных памятников: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли и др.

Нарвские ворота. После окончания войны с Наполеоном победоносные русские войска в 1814 году возвращались в столицу по Петергофской дороге. На границе города, которая в то время проходила неподалеку от Обводного канала, своих героев встречали жители Петербурга. Здесь по проекту архитектора Дж. Кваренги были возведены триумфальные ворота, получившие затем название Нарвских. Поначалу они были деревянными. Но через двадцать лет граница города передвинулась южнее, и здесь по проекту архитектора В.П. Стасова были воздвигнуты новые Нарвские ворота. Открытие триумфальных ворот состоялось 17 августа 1834 года. Обновленный памятник был сооружен из кирпича и покрыт медными листами.

Величественное сооружение поражало не только восхищенных современников. До сих пор экскурсионные группы непременно останавливаются у Нарвских ворот, которые стали одним из самых ярких архитектурных памятников города.

В надписях на воротах перечислены гвардейские полки, участвовавшие в боевых действиях и проходившие здесь при возвращении из похода. По краям можно прочесть названия населенных пунктов, отмеченных победами русского оружия. Здесь Бородино и Тарутино, Кульм и Лейпциг, Малый Ярославец и Красное и, наконец, поверженный Париж. В средней части выделяется надпись: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 августа 1834 года».

Если от Невского проспекта пройти по Малой Морской улице мимо здания Главного телеграфа, мы попадем на Дворцовую площадь. Здесь перед нами предстанут сразу два величественных памятника победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Александровская колонна , давно уже ставшая одним из архитектурных символов Петербурга, возвышается в центре Дворцовой площади. Памятник был открыт 30 августа 1834 года. Колонна задумывалась как памятник Александру I, но, поскольку именно во времена царствования Александра и была одержана победа над Наполеоном, современники и последующие поколения русских людей воспринимали ее как триумфальную колонну, воздвигнутую в честь победы в Отечественной войне. Александровскую колонну создавали архитектор О. Монферран, скульптор Б.И. Орловский, русские мастера-каменотесы во главе с техником-самоучкой В.И. Яковлевым. На колонне установлена крылатая фигура ангела-хранителя города с крестом. Примечательно, что колонна никак не закреплена на пьедестале, удерживаясь в вертикальном положении только за счет собственного веса. победа народ памятник слава

Триумфальная арка Главного штаба - великолепный памятник победы русских войск в Отечественной войне 1812 года, возведенный в 1819-1829 годах по проекту архитектора К.И. Росси. Высота арки 28 метров. Она переброшена через пролет Большой Морской улицы, составляющий 17 метров. На плоскостях арки -- изображения боевых доспехов, фигур воинов и летящих гениев Славы. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой коней. В колеснице, словно осеняя Дворцовую площадь, стоит во весь рост богиня победы Нике.

По моделям В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова скульптурные изображения вычеканены из листовой меди.

Еще один памятник героям Отечественной войны 1812 года -- ансамбль Казанского собора , раскрытый торжественной колоннадой к Невскому проспекту.

Собор стал усыпальницей замечательного русского полководца, героя Отечественной войны М.И. Кутузова . По окончании Отечественной войны 1812 в соборе было выставлено 107 трофейных французских знамен, 93 ключа от крепостей и городов, которые были взяты победоносными русскими войсками.

В настоящее время Казанский собор вновь стал действующим храмом и является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Памятники полководцам-героям 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Еарклаю-де-Толли у Казанского собора были торжественно открыты 25 декабря 1837 года. Бронзовые фигуры, отлитые по моделям скульптора Б.И. Орловского (1830-1836), были установлены на пьедесталы из полированного гранита, спроектированные «певцом русской ратной славы» архитектором В.П. Стасовым. Архитектор К.А. Тон, в молодости много сотрудничавший со Стасовым, руководил установкой памятников. Первый из них -- Барклаю-де-Толли -- явился, по существу, воплощением мечты А.С. Пушкина о временах, когда потомство оценит по заслугам этого полководца (стихотворение «Полководец»).

Символично, что памятник Кутузову оказался установленным на месте, связанном с именем его отца -- выдающегося военного инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Ведь он -- автор проекта Екатерининского (Грибоедова) канала и Казанского моста. Таким образом, оба монумента вместе с Казанским собором образуют величественный ансамбль, ставший одним из символов ратной славы Отечества, памятником великой Победе в Отечественной войне 1812-1814 годов.

Военная галерея 1812 года -- одна из галерей Зимнего дворца . Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А.В. Поляковым и Голике.

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников -- короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий -- венским живописцем П. Крафтом. В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса -- «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

В настоящее время человечество не всегда согласно с тем, что возводимые памятники – необходимая дань ушедшим героям и событиям. Но люди, думающие подобным образом, не осознают, что значение исторических памятников не в их красоте, а в напоминании о событиях, в честь которых они возводились. Одно из главных и исторических событий нашей страны – Отечественная война. И вообразить себе города без монументов, арок и других памятников невозможно, так же как отнять у людей память о великом подвиге потомков. И кто может представить, что вдруг исчезнут с лица столицы нашей страны. Как тогда будет выглядеть этот город, без Триумфальной арки, памятника Петру Ивановичу Багратиону, без Манежа, без Панорамы «Бородинской битвы» на Чистых прудах, без Храма Христа Спасителя и многих, многих других. Не будь таких произведений искусства, Москва имела бы совершенно другой вид – бесцветный, пустой и безликий. – это наша жизнь, великое и страшное прошлое, и светлое и счастливое будущее.

Одним из самых ярких и запоминающихся памятников Москвы в честь войны 1812 года является Триумфальная арка, ныне находящаяся на Кутузовском проспекте, и историческое расположение которой в 1814 году было в конце улицы Горького, в то время Тверской заставы. Возводилась она в момент возвращения русских войск из Западной Европы, в честь окончания первой Мировой войны. Основным материалом, из которого строилось сооружение, было дерево. К сожалению, данный материал быстро пришел в негодность и арку был принято отреставрировать, спустя 12 лет после ее возведения. Работы растянулись на целых пять лет, причиной являлось недостаточное финансирование и безразличное отношение городских властей. Реставрацией занимался один из крупнейших русских архитекторов – Осип Иванович Бове, благодаря которому получившийся памятник ярко и четко выражал военную силу, героизм солдат-победителей и непокоренную мощь России. Воплотить идею Бове в жизнь помогли скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев. Их дар, талант и необыкновенная способность к полному воспроизведению рисунков архитектора помогли создать один из самых великих и грандиозных памятников Москвы, посвященный войне 1812 года. Триумфальная арка являлась образом Москвы, выстоявшей и непокоренной, «из пепла и развалин» восставшей – так гласила надпись на арке. Представляла она из себя арку, по обе стороны от которой симметрично располагались небольшие, но богато украшенные кордегардии, напоминающих могучие крылья и соединяющиеся с аркой кованой решеткой.

О.И. Бове создавал, реставрировал и другие памятники Москвы, посвященные войне 1812 года, но ни один другой не был столь грандиозен, величествен и прекрасен.

Просуществовал данный памятник 102 года, после чего был разобран, вследствие решения властей о перепланировки и расширения транспортной магистрали Ленинградское шоссе – улица Горького. Богатые остатки арки теперь можно увидеть лишь около Большого собора на территории бывшего Донского монастыря.

Только в 1996 году депутатами Московского Совета было принято решение восстановить Триумфальную арку. Выполнить эту сложнейшую задачу взялись В. Либсон, И. Рубен, Д. Кульчинский, М. Гранкин и А. Рубцов – ведущие инженеры и реставраторы того времени. Восстановить изначальный облик Триумфальной арки оказалось непростым делом, каждый элемент приходилось создавать в модели, ориентируясь на фотографии и рисунки. На основе архивных материалов готовились гипсовые слепки, создавались формы деталей, по которым и отливались отдельные фигуры.

Главный спор возник вокруг места, где теперь должна была быть восстановлена Триумфальная арка, много вопросов было связано и с тем, насколько точно и полно следует ее воссоздать. В итоге было принято решение об установке памятника на площади Победы, без кордегардий и ограды, как монумент.

Находясь на Кутузовском проспекте, арка не теряется среди многоэтажных домов, которыми в большом изобилии пестрит современная Москва. Основной материал памятника – чугун, благодаря ему одна только колонна, количество которых 12, весит 16 тонн. Стены арки украшены белым камнем и именно его сочетание с черным чугуном придает сооружению художественную выразительность и неповторимое очарование.

Полностью воссоздана Триумфальная арка 6 ноября 1968 года, после чего спустя 9 лет была снова отреставрирована, в том числе к 200-летию победы над Наполеоном.

В настоящее время данное грандиозное творение — есть символ победы для всего русского народа. Это дань потомкам, торжественное напоминание о героизме, глубокая признательность, воплощенная в московском памятнике.

Существуют и другие памятники Москвы, посвященные войне 1812 года . Один из них, Манеж, было решено возвести в честь пятилетней годовщины победы в Отечественной войне. Его разработка была поручена талантливому инженеру-генералу А.А. Бетанкуру, который, в свою очередь, поручил строительство генералу А.Л. Карбонье, архитектору Ламони и инженеру-поручику А.Я. Кашперову.

Московский Манеж открыли 30 ноября 1817 года, это было необыкновенное сооружение того времени. Общая деревянная кровля пространства почти в 7,5 тысяч квадратных метров, лежащая на стропилах, не имела никаких промежуточных опор. Такой удивительной строительной конструкции еще не было в мировой практике, и потому за сохранением сооружения долгие годы следила воинская команда.

И по сей день деревянные формы превосходно сохранились и вполне способны работать с прежней нагрузкой. Изначальное предназначение Манежа являлось празднование годовщины, в честь которой внутри должен был проходить парад. Он состоялся, но из-за спешки с постройкой через год кровля дала осадку, восстановление которой произошло лишь в 1823 году под руководством инженера-полковника Р.Р. Баусса. К работам был привлечен и О.И.Бове, разместивший на фасадах Манежа лепные украшения, олицетворяющие военную мощь России. Он добавил сооружению торжественность и законченность.

Московский Манеж – это необычный, своеобразный памятник воинам Отечественной войны, долгое время сохранял свой первоначальный облик без существенных изменений, серьезной реставрации подвергся лишь в 30-е годы нашего столетия. В годы после второй мировой войны дополнением прочности его конструкции служили металлические стропила, усиливающие действие деревянных. Вместо тройных въездных ворот тогда установили трехарочный вход с гранитными ступенями. Использовать Манеж с 1957 года стали как Центральный выставочный зал столицы, сохраняя при этом его главное предназначение – памятника простым солдатам отечественной войны, их необыкновенной выносливости, доблести и мужества. В 2004 году здание Манежа сильно пострадало от пожара и его пришлось практически полностью перестроить. Изменился интерьер и другие детали, реставрацией занимался П.Ю. Андреев.

Не все памятники Москвы, посвященные войне 1812 года, столь величественны и громадны. Но даже, не имея внушительных размеров, исторические памятники способны очаровывать, привлекать и заставлять задуматься о памятных событиях нашего прошлого. Памятник М.И. Кутузову установлен в честь великого полководца. Он представляет собой высокий постамент, на котором изображена бронзовая фигура фельдмаршала в парадном мундире на коне. Вокруг него располагаются бронзовые статуи воинов, каждый из которых являет собой определенный образ – от великих полководцев до рядового русского солдата. Издали эта композиция не кажется большой, но, оказавшись рядом, выясняется, что каждая скульптура окружающая постамент, трехметровой высоты. А сам памятник возвышается до 6 метров. Над его созданием трудился скульптор Н.В. Томский целых 28 лет, с 1945 года по 1973 год, стремясь не только создать памятник великому полководцу, но и патриотизму всего народа.

– это те места, где можно отдохнуть душой, почувствовать боль войны и радость победы. Они – душа страны, то, без чего не может существовать ни одно государство – его история. К таким памятникам, безусловно, относится Храм Христа Спасителя.

Возводить его стали к концу 1812 года, когда последний французский солдат покинул Россию, по указу Александра I. К тому времени Москва представляла собой руины и пепелище, но именно Храм Христа Спасителя был одним из тех зданий, которое воздвигалось среди первых.

Возводить храм было решено на Воробьевых горах, но работы были приостановлены из-за непрочной почвы и перенесены к Кремлю. Второе строительство началось лишь в 1832 году и длилось более полувека, за это время сменилось несколько государей, от Александра I до Александра III. Этот храм, посвященный победе, на стенах увенчал полководцев и другие изображения великих людей, которые внесли особый, незаменимый вклад в победу.

К сожалению, до наших дней храм не дожил в своем первоначальном виде, в 1931 году он был взорван по распоряжению Сталина, а восстановили его лишь к середине 90-х годов.

Первый проект, по которому возводилась церковь на Воробьевых горах, был создан архитектором Александром Витбергом. По его замыслу храм должен был состоять из нескольких частей – Воплощение, Воскресение и Преображение. В нижней части церкви должны были располагаться останки павших героев.

Второй проект принадлежал архитектору К.А. Тону, который решил в возводимом сооружении соединить классические приемы и сохранить черты из Владимиро-Суздальского зодчества. Вместе с Тоном над созданием Храма трудились лучшие художники и строители: В. Суриков, барон Т. Нефф, Г. Семирадский и другие уникальные люди того времени.

Этот храм – самый большой собор, он был возведен всей Россией и являлся воплощением силы народа, его веры и величия. Он – олицетворение бессмертности духа российского народа, его непобедимости и потому Храм Христа Спасителя один из самых ярких символом победы страны.

– бесценная часть нашей страны. Истинное значение, которые несут исторические памятники, невозможно описать или объяснить тем, кто не понимает. Памятники Москвы, посвященные войне 1812 года – ощутимый символ победившей России в целом и Москвы в частности.

Столь многочисленны, что о них знает только государственный реестр, но не люди для которых они и были установлены.

Казанский собор один из крупнейших храмов Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в годах архитектором А.Н.Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года действующий храм.






В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В.П.Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И.Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.





Казанский собор храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина. В годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией.






Военная Галерея 1812 года Патриотической идеей руководствовался Росcи, создавая один из самых значительных интерьеров Зимнего дворца Военную галерею, посвященную памяти героев Отечественной войны. Ее открыли в 1826 году. 332 портрета военачальников русской армии, участвовавших в боях с наполеоновскими войсками в годах, на стенах галереи. Для исполнения картин был специально приглашен известный английский живописец Джордж Доу, ему помогали два русских мастера Александр Поляков и Василий Голике.


Среди нескольких больших изображений в рост особое внимание на себя обращают портреты фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Между ними и по сторонам в пять рядов расположены погрудные портреты генералов. Многих из них мы знаем и чтим с детства, среди них: П. И. Багратион, А. П. Ермолов, Н. Н. Раевский, декабрист С. Г. Волконский, казачий атаман М. И. Платов.


В стихотворении «Полководец» А.С. Пушкин написал о галерее: «У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу, И на знакомые их образы гляжу, И мнится, слышу их воинственные клики...»






















Александровская колонна строилась с 1829 по 1834 года, и в 1834 году была торжественно открыта на Дворцовой площади. Проект архитектора Огюста Монферрана Александровская колонна вместе с пьедесталом возносится над площадью на высоту 47,5 метра. Среди монументов такого типа она крупнейшая в мире.





Память об Отечественной войне 1812-го года осталась не только в музыке, живописи, литературе и учебниках истории. Славные события и герои сражений увековечены в памятниках, монументах и мемориальных досках, в названиях площадей и улиц.


В 2000-м году в Москве восстановлен и освящен Храм Христа Спасителя , разрушенный в 1931-м году большевиками.

Собор был построен в 1883г по проекту К.Тона в благодарность Богу за спасение России в войне с Наполеоном и сохранению вечной памяти. На стенах храма запечатлены имена павших в войне в 1812года.

В 1912-м году Россия отмечала 100-летие победы Отечественной войны 1812-го года. На добровольные пожертвования потомков был создан музей «На поле Бородинском». К этому юбилею художник-баталист Ф. Рубо создал свою знаменитую панораму «Бородинская битва». Тогда же в 1912-м году построили заново «Кутузовскую избу» в деревне Фили, вместо сгоревшей в 1863-м году, - первый в России музей в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.



В 1962-м году, в год 150-летия Бородинского сражения, рядом с избой торжественно открыли здание музея-панорамы «Бородинская битва» , куда поместили выдающееся произведение Ф. Рубо. Музей-панорама «Бородинская битва» и «Кутузовская изба» стали центром историко-архитектурного ансамбля, посвященного победе в войне1812-го года.


Постепенно вокруг стали возводиться другие памятники «героям войны 12 года». Памятник-бюст М.И. Кутузову работы скульптора Н. Томского был открыт в 1958-м году возле «Кутузовской избы». Деньги на этот памятник собирались еще в 1912-мгоду, но Первая мировая война не дала осуществить этот замысел.

Рядом с «Кутузовской избой» находится Верстовой столб Смоленской дороги . Самый неприметный, но зато самый старый из всех памятников, положивший начало созданию историко-архитектурного комплекса. Он был перенесен сюда со Смоленской дороги в 1883-м году и установлен на месте сгоревшей "Кутузовской избы".

В 1973-м году перед зданием музея-панорамы открылся второй памятник Н. Томского "Михаилу Илларионовичу Кутузову и славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г" . Бронзовая конная статуя Кутузова возвышается над группой из 26-ти фигур. Большинство фигур имеет портретное сходство с героями войны 1812-го года. Здесь изображены офицеры, солдаты, проявившие себя в Бородинской битве и ополченцы.


Справа пьедестала расположена композиция «Полководцы»: Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Тучков, Раевский, Кутайсов, Ермолов, Неверовский, Лихачев, Коновницын, Платов.


Слева - «Солдаты»: Сеславин, Матвеев, Павлов, Золотов, Алексеев, Ручкин, Коренной, Михайлов, а также фигуры гусара в долмане расшитом шнурками и казака в папахе со шлыком – двух представителей русской легкой кавалерии, которые на Отечественной войне всегда были рядом.


Сзади - «Партизаны»: Фигнер, Курин, Давыдов, Кожина, Стулов.


Между памятником Кутузову и Кутузовской избой, находится обелиск «Братская могила 300 воинов-героев отечественной войны 1812г» . Первоначально 300 павших воинов были похоронены на Дорогомиловском кладбище, в 1953-м году, в связи с реконструкцией района, могила воинов была перенесен к «Кутузовской избе».

Современный комплекс историко-архитектурного ансамбля «Бородинская битва» в начале Кутузовского проспекта столицы невозможно представить без Триумфальной арки .


В 1814-м году на площади Тверской заставы была построена деревянная арка для торжественной встречи из заграничного похода русских войск. Позже в 1834-м году взамен деревянной была установлена новая арка по проекту архитектора О. Бове, облицованная белым камнем с чугунными колоннами и скульптурами. Демонтированная в1936-м году по Генплану реконструкции Москвы 1935-го года, арка 32 года хранилась в филиале Музея архитектуры имени Щусева, что на территории Донского монастыря. В 1968-м году рядом с музейным комплексом «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте арка была воссоздана с заменой сводчатых кирпичных перекрытий на железобетонные конструкции.

К центру города по Кутузовскому проспекту , недалеко от северного павильона станции метро «Кутузовская» , был открыт в 1999-м году Памятник герою войны 1812-го года полководцу Петру Ивановичу Багратиону . Прямо от памятника можно пройти на мост, названный в честь полководца, «Багратион» . Его же именем названа станция метро Филевской линии "Багратионовская" , расположенная севернее Кутузовского проспекта.

К сожалению, обойден вниманием скульпторов генерал Раевский, один из главных героев Бородинской битвы. В Москве нет ни одного памятника ему.

Вдоль Кутузовского проспекта тянется Поклонная гора. От не начинается улица 1812-го года, пересекая Кутузовский проспект. Далее на Площади Победы с проспекта можно повернуть на улицу генерала Ермолова, к которой примыкают улицы Неверовского и Дениса Давыдова. Между Кутузовским проспектом и Новозаводской улицей проходит улица Барклая, а рядом Багратионовский проезд, по которому можно попасть на Тучковскую улицу. На другом конце Кутузовского проспекта, между станциями «Киевская» и «Кутузовская», находится улица Раевского. Рядом с ней – Платовская улица и Дохтуровский переулок.

По Кутузовскому проспекту через Бородинский мост (бывший Дорогомиловский, переименованный в 1837-м году в честь 25-летия победы) можно пройти на Пречистенку к дому поэта-партизана Д. Давыдова. Прах героя войны покоится на кладбищеНоводевичьего монастыря , перевезенный туда из усадьбы Давыдова села Верхняя маза Симбирской губернии.

Сохранилось в городе и здание Хамовнических казарм, где формировалось народное ополчение.

В самом центре столицы, в Кремле, вдоль фасада Арсенала выставлено трофейное оружие, отбитое у неприятеля. После 1812-го года Арсенал предполагали использовать как музей Отечественной войны, для этого в 1819-м году к нему было доставлено 875 захваченных пушек.


В Георгиевском зале Кремля на мраморных досках высечены имена 11-ти тысяч кавалеров ордена Святого Георгия. Но полных георгиевских кавалеров (IV степени) всего четверо: Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал князь Михаил Кутузов-Смоленский, генерал-фельдмаршал граф Михаил Барклай Де Толли, генерал-фельмаршал граф Иван Паскевич-Эриванский, генерал-фельдмаршал Иван Дибич-Забалканский. И все они герои Отечественной войны 1812-го года.

Рядом с Кремлем находится Александровский сад . Оформление чугунных ворот и ограды посвящено победе в войне 1812-го года.

Возле Кремля - величественный Манеж , построенный по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне по проекту А. А. Бетанкура.


В 1997-м году в Парке Победы на Поклонной горе был открыт памятник «Защитникам земли русской» (скульптор А. Бичугов). Символизирующий связь поколений, он представляет собой собирательный образ трех богатырей: слева - средневековый витязь, справа - солдат Великой Отечественной войны, а в центре – гренадер Отечественной войны 1812-го года.


Традиционно юбилеи победы в Отечественной войне 1812-го года отмечались на высоком государственном уровне. Для празднования 100-летия победы в 1910 г Николай II учредил Особую комиссию из 12-ти ведомств. К 100-летнему и 150-летнему юбилеям реставрировались и открывались памятники, проходили торжественные мероприятия.

200-летие победы пройдет не менее грандиозно. Эту дату широко отпразднуют в столице. В течение всего года в Москве будут проходить научные конференции и "круглые столы", историки заново дадут оценку событиям 200-летней давности, не допустив искажения и фальсификации событий 1812-1814 г.г.

Подготовка к празднику началась еще в 2007-м году. План мероприятий празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812-го года утверждён 2 ноября 2009-го года Правительством России. Многое уже сделано, но многое еще в процессе реконструкции и подготовки.

6 марта 2012-го года после реставрации и обновления экспозиции открылся музей-панорама «Бородинская битва», который в этом году отмечает свой 100-летний юбилей. Открытие новой экспозиции явилось наиболее достойным подарком к 200-летней годовщине победы в Отечественной войне 1812 года.


Новая экспозиция стала шире и доступнее. На ней представлены экспонаты ранее не выставлявшиеся, уникальные предметы той эпохи. Во всем музее и в панорамном зале, где раньше была только сама панорама, появились интерактивные экраны и этикетки, с помощью которых можно рассмотреть отдельные части панорамы.


В музее представлено новое слово в живописи - репродукция картины «Пожар в Москве» (1813г) кисти художника Смирнова в формате 3D.

На очереди открытие «Кутузовской избы» и «Каретного сарая». Кутузовская изба была закрыта почти 17 лет, с 1995-го года. Сейчас реставрация уже завершена, для ее открытия осталось решить только организационные вопросы.

В настоящее время полным ходом идет реставрация Триумфальной арки. Сейчас она "закована" в строительные леса.

Статуя, венчающая арку, шестерка лошадей, несущая колесницу с богиней Победы Никой, разобрана. Две ее составные части, статуя Ники и ее колесница, демонтированы. Работы по их реконструкции будут проводиться в специальных мастерских. А вот лошади остались на прежнем месте, их будут реставрировать прямо на арке, на высоте более 20 метров над землей. Но все это ненадолго. К 8 сентября, дню, когда отмечается годовщина Бородинского сражения, все работы должны быть закончены.

В 2011-м году уже отреставрированы памятник и бюст М.И. Кутузова в мемориальном комплексе "Бородинская битва" и памятник П. Багратиону на Кутузовском проспекте.