Викторина по медицинской подготовке. Застольные игры на медицинские темы Интеллектуальные вопросы по медицине

Мероприятие к всемирному Дню здоровья.

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи: формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний; систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.

Форма проведения : интеллектуальная игра с элементами беседы и выступлением учащихся.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Я вам говорю «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда – нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека – одна из главных ценностей.

Начну мероприятие со слов Генриха Гейне: « Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Да, я соглашусь с этим высказыванием и добавлю, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Всемирный день здоровья (World Health Day) отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства мира. Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами.

Тема 2016 года – «Победим диабет!». К сожалению, в наше время эпидемия диабета стремительно нарастает по всему миру, причём особенно резкий рост замечен в странах с низким и средним уровнем дохода. По данным ВОЗ, в мире более 350 миллионов человек страдают от диабета, через 20 лет это число может более чем удвоиться, а к 2030 году диабет станет седьмой ведущей причиной смерти. Но диабет лечить можно и нужно, а большую часть случаев заболевания можно предотвратить. Расширение доступа людей к диагностированию, обучение правильному поведению и доступное в ценовом отношении лечение являются важными элементами ответных мер. Доказано, что простые меры по изменению образа жизни эффективно предотвращают или отсрочивают начало диабета 2 типа. Поэтому цель Дня здоровья в этому году - расширить профилактику диабета, укрепить оказание медицинской помощи и усилить эпиднадзор.

Викторина к всемирному дню здоровья

1 этап «Интеллектуальный»

1.Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).

2. Наука о чистоте тела (Гигиена).

3. Тренировка организма холодом (Закаливание).

4. Что даёт человеку энергию? (Пища).

5. Эти «отважные воины» в организме человека смело бросаются в «бой» с болезнетворными бактериями (Антитела).

6. Какой великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строго режима дня? (Л.Н. Толстой).

7. Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца (Плавание).

8. Его не купишь ни за какие деньги (Здоровье).

9. Какие фрукты, овощи, и растения используют для лечения простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа, ромашка, шалфей ).

10. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибковыми заболеваниями).

11. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Бактерия).

12. Что выращивали на «аптекарских огородах» в России в 18 веке? (Лекарственные растения).

13. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Что это за состояние? (Сон).

14. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

15. Для того, чтобы стать по – настоящему выдающимся специалистом в своей профессии, нужны любознательность, трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость, вера в себя и … Что ещё? (Хорошее здоровье).

2 этап. «Чёрный ящик»

1. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 килограмма этого вещества. Что за вещество находится в чёрном ящике? (Вода).

2. В ящике – вещества, которые необходимы человеку в количестве лишь нескольких миллиграммов в день. Но без них человек болеет и быстро устаёт. Не зря же и название их образовано от латинского слова «жизнь». (Витамины, vita - жизнь).

3. Назовите предмет личной гигиены, который находится в чёрном ящике. Им надо пользоваться не реже 2х раз в день. (Зубная щётка.)

4. Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро – и микроэлементов, не зря её называют «живой водой». Что находится в ящике? (Минеральная вода).

5. В чёрном ящике находится овощ, который полезен при профилактике такого заболевания как грипп. (Чеснок).

6. В ящике находится овощ, который замедляет процесс старения организма человека. (Морковь).

3 этап «Эрудит»

Вопрос 1 : Диоген Лаэртский так пишет о своем тезке из Синопа: "летом он перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом". А с какой целью он совершал эти, не вполне понятные нам поступки?

Ответ: С целью закаливания.

Вопрос 2 : Один из героев Юрия Никитина, возмущался: "Мне никогда не нравилось, как это называют... Как будто мы роботы какие-то. Или проще того - аккумуляторы". Надеюсь, что вы тоже не пренебрегаете этим. Внимание, вопрос! А в какое время суток этим обычно занимаются?

Ответ: Утром.

Вопрос 3 : В 1970 году американцы тратили на ЭТО 6 млрд. долларов в год, в 2001 году, не смотря на то, что вредность ЭТОГО для здоровья человека была уже доказана, – больше 110 млрд., т.е. больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку - вместе взятые. Как называется то место, где американцы покупают ЭТО чаще всего?

Ответ: "McDonald"s".

Вопрос 4 . Обычно спортсмены - здоровые люди. Но есть один вид спорта, сторонники которого рискуют заработать хроническое отравление из-за повышенного содержания свинца в воздухе. Тренировки в данном случае в основном проходят в специальном помещении. А как оно называется?

Ответ: Тир (Стрелковый спорт) .

Вопрос 5. Майя Плисецкая говорила, что для того, чтобы быстро и качественно похудеть, необходимо отказаться от НИХ. Назовите ИХ тремя словами.

Ответ: Завтрак, обед и ужин.

Вопрос 6: Стивен Спилберг уверяет, что у него практически отсутствуют вредные привычки : "Я не пью кофе. Я не употребляю спиртного, я не курю, обхожусь без наркотиков. Единственное, что я делаю, - ДЕЛАЮ ЭТО. Вот и все". О каком действии идет речь?

Ответ: Об обкусывании ногтей.

Вопрос 7 : Чаще всего ЭТО причиняет неудобства окружающим, хотя обычно они реагируют на ЭТО доброжелательно; в прошлом ЭТО являлось также проявлением распространенной вредной привычки , а согласно некоторым источникам, иногда сопровождало магическое превращение. А еще, ЭТО совершенно невозможно сделать с открытыми глазами. Что именно?

Ответ: Чихнуть.

Вопрос 8 : Англоязычная подпись «Slowfood» (Слоуфуд), под вывеской одного ресторана, ратующего за обстоятельное здоровое питание и сохранение традиций национальной кухни, указывает на то, что ресторан - противник "МакДональдса" и прочих подобных заведений. Зная, что «слоуфуд» переводится дословно как «медленная еда», скажите, какое животное, которое можно отнести к моллюскам, изображено на вывеске над надписью?

Ответ: улитка

Вопрос 9 . В интервью газете "2000" врач антарктической станции "Академик Вернадский" сообщил, что никаких серьезных заболеваний у персонала за год не было. Удалось избежать даже ОРЗ и гриппозных инфекций. А от кого персонал станции мог заразиться вирусными заболеваниями?

Ответ: От туристов.

Вопрос 10. По данным Минздрава РФ этим недругом страдает 30-45 % населения России, причем самая активная, работоспособная, творческая. Для настоящего карьериста - это сущее наказание. Возникает неизвестно от чего, нервы расшатывает вмиг, а как от этого избавиться - загадка. Хотя этот недуг не все считают наказанием. Например, влюбленные и поэты считают ее своей подругой. Если Вы догадаетесь, что это за недуг, напишите мне, в какое время суток от него обычно страдают.

Ответ: Бессонница .

Вопрос 11 : Американец Ричард Томас предъявил своей жене иск в нарушении закона о "загрязнении атмосферы в результате деятельности промышленных предприятий и движущихся источников с двигателями внутреннего сгорания". Но правоведы единодушно утверждают, что дело обречено на провал: если утверждение о "движущемся источнике" еще можно принять, то поиски там двигателя внутреннего сгорания к успеху явно не приведут. С чем пытался бороться Ричард Томас?

Ответ: С курением жены.

Вопрос 12
Закончите одним или двумя словами хокку Масаока Сики (предупреждаем сразу, размер не соблюден): Все тяготы земного бытия С души снимает Сон…

А какой сон?

Ответ: Сон послеобеденный.

Вопрос 13. По сообщениям прессы, еженедельно в Англии по некоей причине умирает один бармен. В этом не виноват алкоголизм, да и сами бармены при этом активности не проявляют, хотя это и связано с их профессиональной деятельностью. Назовите причину смерти.

Ответ: Пассивное курение.

Вопрос 14 : В телеигре "Сто к одному" на вопрос "Какой самый любимый урок школьника?" были получены шесть ответов, пять из которых мы вам назовем: физкультура , пение, труд, рисование и перемена. Назовите шестой.

Ответ: Последний.

4 этап «Ребусы» приложение 1

Ответы: гигиена, питание, закаливание, вода, зарядка, правила, здоровье.

5 этап

Кроссворд « Здоровый образ жизни»








Ключевое слово: Суммарный показатель, который складывается из ощущений (Бодрости, вялости, усталости и др.).

    Состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях.

    Болезненное влечение к употреблению наркотиков.

    Невосприимчивость организма к инфекциям, защитные функции организма.

    Нарушение нормальной жизнедеятельности организма.

    Объект изучения науки Анатомии.

    Вид бытовой наркомании наиболее распространенная форма которой – никотинизм.

    Физическое и психическое состояние организма человека, при котором он обладает высокой работоспособностью.

    Форма отдыха, ежедневная потребность организма.

    Наука о наследственности.

    Один из факторов от развития которого зависит здоровье человека.

    Набор продуктов, удовлетворяющий потребности в энергии и жизненно-важных вещах.

    Установленный распорядок жизни человека.

Ответы: Ключевое слово – самочувствие.

1-стресс, 2-наркомания, 3-иммунитет, 4-болезнь, 5-человек, 6-курение, 7-здоровье,
8-сон, 9-генетика, 10-здравоохранение, 11-рацион, 12-режим.

Ведущий : Игра подошла к концу и пока жюри подводит итоги, мы представляем вашему вниманию сказку – намек, которая называется «Репка».

Вывод. Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека. Всем нам присуще желание быть здоровыми и крепкими, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие не прошло для вас даром, вы многое поняли и можете дружно сказать:

Используемая литература:

«Здоровый образ жизни».- М.: ЗАО «АиФ» - 2004 -№1

Прикольная викторина на День Медицинского Работника, освежит память о студенческих годах, позволит немного с юмором отнестись к человеческому организму

Для обывателя, каждый из этих вопросов может показаться неожиданностью, но люди с медицинским образованием знают чаще всего на них ответы
Поэтому мы постараемся немного запутать наших медиков и кое где слукавить или подкорректировать вопрос.
Игроки делятся на две команды с одинаковым количеством игроков
Вопросы обсуждаются не более 15 секунд, после чего команда первая оповестившая об ответе говорит результат.

1
При обычном кровяном давлении венозной системы, кровь из открытой раны может хлестать на расстояние до пяти метров.
Вопрос:
На какое максимальное расстояние, при высоком давлении может брызнуть кровь из открытой вены?
(Без препятствия кровь может брызнуть на расстояние до десяти метров)

2
Всем известно, что при любовных ласках организм человека теряет определенное количество калорий.
Вопрос:
Сколько Ккал теряет организм человека при страстных поцелуях?
(Организм человека теряет более шести Ккал)

3
Пр тех же поцелуях страстных, рот-в-рот, поднимается иммунитет, так как влюбленные делятся друг с другом большим количеством бактерий.
Вопрос:
Какое количество бактерий может мигрировать от одного влюбленного к другому и обратно.
(До трехсот бактерий)

4
С возрастом кажется, что в детстве колбаса была вкуснее, хлеб был ароматнее, сахар слаще.
Вопрос:
Почему все пожилые люди уверены что в детстве продукты были значительно ярче по вкусу?
(С возрастом атрофируется большая часть вкусовых рецепторов)

5
Желудочный сок переваривает соленую, острую, кислую, твердую и т.д. пищу, он переваривает даже монеты, об этом знает каждый. Вырабатывая за сутки более литра желудочного сока.
Вопрос:
Что не может переварить желудок человека.
(При том что желудок переваривает без преувеличения скажем все, он не может переварить свой собственный желудок)

6
Работа печени очищать организм от вредных ядов и токсинов, печень работает почти круглые сутки, за исключением утренних рассветных часов и вечерних.
Вопрос:
Какое время самое безвредное для употребления алкогольных напитков, когда печень активная или отдыхает?
(Употребление напитков самое безвредное в вечерний период с 18 до 20 часов)

7
Фото и видео камера передает не все цвета которые видит человеческий глаз. Как часто мы слышим разочарованный возглас фотографа: - "Жаль камера не передает всей красоты..."
Обычный человек видит семь цветов радуги, не секрет что художники видят больше цветовых оттенков, чем обычный человек, наверное потому что он развивает свое цветовое восприятие.
Вопрос:
Сколько цветовых оттенков видит глаз художника
(Считается что глаз художника видит около десяти миллионов цветовых оттенков)

8
Сила человека не знает предела, одни атлеты могут скручивать в крендель толстые железные прутья, другие могут сдвинуть с места целый грузовик.
Вопрос:
Какая же мышца самая сильная у человека
(Самая сильная мышца в человеческом организме - жевательная. Жевательная мышца может создать давление на коренные жевательные зубы до 70 килограм)

9
Человечество победило большое количество болезней, получило генетический иммунитет ко многим инфекциям, с помощью антибиотиков подвластны лечению самые сложные из них.
Вопрос:
Какое самое распространенное инфекционное заболевание на нашей планете, с которым безрезультатно ведется борьба врачей.
(Какие бы усилия не предпринимали врачи стоматологи, уча людей соблюдать гигиену полости рта, зубной кариес остается самым распространенным инфекционным заболеванием)

10
Человеческий организм насчитывает огромное количество органов, все несут свою функцию в правильной работе всего организма.
Вопрос:
Самый большой орган человеческого организма?
(Самый большой орган человеческого организма кожа)

Пояснительная записка

Окончание школы и начало обучения в новом учебном заведении - сложный период для подростка, период адаптации студента к новому месту учебы. Успешность адаптации подростка в значительной степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от его способности к установлению межличностных отношений между сокурсниками и с педагогами, способности принимать и соблюдать правила жизни училища, отношения к себе и положительного отношения к училищу в целом и мн.др. факторов. Данный период в среднем заканчивается к концу второго – началу третьего семестра, но особенно важны первые недели нахождения студента в училище. В связи с этим в рамках программы адаптации студентов был разработан классный час-викторина «Мое призвание – медицина!».

Цель классного часа: способствовать адаптации первокурсников.

Задачи классного часа:

  • информирование студентов о некоторых фактах из истории медицины и истории училища,
  • формирование положительного эмоционального отношения к училищу,
  • повышение учебной мотивации,
  • формирование групповой сплоченности,
  • самоидентификация учащихся в роли студентов-медиков,
  • начало формирования профессионального мышления и речи:
  • повышение чувства компетентности у старшекурсников.

Классный час проводится в виде игры-викторины отдельно для каждой специальности: «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Фармация».

За несколько дней до игры классным руководителям рекомендуется напомнить студентам правила поведения, пригласить учащихся ознакомиться со стендами, размещенными в училище.

По итогам игры каждая команда награждается.

Для проведения мероприятия привлекаются студенты старших курсов в качестве членов жюри и актеров.

Вид занятия: игра-викторина; продолжительность занятия: - 60 минут;

Место проведения: актовый зал училища

Хронокарта занятия

  1. Организационный момент - 3 мин.
  2. Домашнее задание - 10 мин.
  3. 1-й блок заданий «Медицинские специальности» - 5 мин.
  4. 2-й блок заданий «История училища» - 10 мин
  5. 3-й блок заданий «Медицинский инструментарий» - 15 мин.
  6. Блиц-викторина - 10 мин.
  7. Подведение итогов - 7 мин.

Карта оснащения занятия

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Костюмы медицинских работников: ЛОР-врач (медицинский халат, рефлектор), хирург (медицинский халат, медицинсские перчатки, шапочка, хирургическая маска), невропатолог (медицинский халат, молоточек), стоматолог (медицинский халат, стоматологическое зеркало, маска).
  3. Заранее снятые видеосюжеты.
  4. Реквизиты (Приложение 1)
  5. Дополнительное оборудование: музыкальный центр, ширма, школьная доска и мел.
  6. Комплект методических рекомендаций для членов жюри (Приложение 2).
  7. Призы командам.

Организация игрового пространства:

Игра проводится в актовом зале училища. В зале расставляются столы и стулья для работы малыми группами. На сцене располагается стол для членов жюри. Предусматриваются места для зрителей (преподавателей и студентов).

Студенты заранее распределяются на 3 – 4 команды по 5 – 7 человек. В каждой команде выбирается командир. Команды придумывают название команды, эмблему и девиз.

Роли для старшекурсников:

  • члены жюри – 3-5 человек,
  • роли врачей: ЛОР-врач, хирург, невропатолог, стоматолог,
  • роли исторических лиц: Рене Лаэннек и его пациентка,
  • 2 студента – ассистенты ведущего.

Сценарий занятия

Ведущий : Дорогие друзья! Слайд 1 (Приложение 3)

Совсем недавно вы перешагнули порог нашего училища. Теперь вы являетесь не просто студентами, а будущими медицинскими работниками. Вы выбрали одну из самых прекрасных профессий. Многие из вас, наверно, представляют себя в качестве медицинских работников. Вы уже носите медицинский халат, начали изучать некоторые специальные дисциплины, прониклись духом своей будущей профессии.

А кто из вас уже сейчас считает себя медицинским работником? Поднимите руки. Замечательно, посмотрите, как много среди нас коллег!

Медицинский работник должен быть не только грамотным специалистом, но и обладать высокой культурой, иметь прочные знания не только в области своей узкой специальности, но и обладать широким кругом знаний о профессии. Без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Давайте окунемся в атмосферу прошлого и настоящего медицины, вспомним историю нашего родного училища.

Для оценки команд в игре-викторине необходимо представить жюри:

Для участия в игре приглашаются команды: …
(команды рассаживаются по местам, происходит представление команд – домашнее задание).

Перед тем, как начать игру, я прошу внимательно послушать правила. Слайд 2 (Приложение 3)

1-й конкурс. «Медицинские специальности»

Ведущий. Первый конкурс нашей игры очень простой. Сейчас на сцену выйдут врачи различных специальностей. Ваша задача – определить и назвать специальность врача и объяснить, почему вы так решили.

За правильное название специальности присваивается 2 балла. Например: врач-педиатр.

За неточное название – 1 балл. Например, если вы сказали «детский врач».

За ошибочное указание специальности врач, например, если вместо педиатра, вы сказали «врач-косметолог», баллы не начисляются.

На сцену по одному приглашаются студенты в костюмах врачей узких специальностей.

  1. – Врач-оториноларинголог (или ЛОР-врач). В качестве неотъемлемого атрибута – рефлектор.
  2. – Врач-хирург. Медицинский халат, шапочка, маска, хирургические перчатки.
  3. – Врач-невропатолог. Молоточек.
  4. – Врач-стоматолог. Маска и стоматологическое зеркало.

2 задание этого конкурса: всем командам раздается список медицинских понятий или слов, связанных с медициной. Надо за 30 секунд выбрать слова, которые относятся к тем областям медицины, которые представляют врачи.

Слова всем одинаковые, в итоге у каждой команды должен получиться список из 6 слов. Слова надо отметить в списке, затем зачитать. Врачи проверяют задание. За каждое угаданное слово – 1 балл. (Приложение 4 .)

Оглашаются правильные ответы (см. комплект для членов жюри).

Подведение итогов конкурса, слово предоставляется жюри.

2-й конкурс. Викторина по истории училища

Ведущий: Условия конкурса: сейчас будут звучать вопросы. Они могут быть устными или демонстрироваться на экране. Право ответа предоставляется той команде, которая первая поднимет флажок.

Жюри оценивает ответы по следующим критериям:

0 баллов – ответ неправильный или нет ответа.
1 балл – ответ неполный или неточный
2 балла – полный и правильный ответ.

Вопросы для блиц-конкурса:

  1. Назовите дату рождения нашего училища? (Ответ: июль 1961г.)
  2. Сколько студентов было принято на обучение в год открытия училища? (Ответ: 60 чел.)
  3. Послушайте строки:
    Профессий нет гуманнее на свете,
    Чем милосердию призванием служить.
    В борьбе за общее людское долголетье,
    Здоровьем каждого мы будем дорожить.
    Строки из какого произведения сейчас прозвучали? (Ответ: марш-гимн студентов нашего училища,
  4. На фасаде здания училища имеется мемориальная доска. Кому она посвящена? (Ответ: герою Советского союза Владимиру Фомичу Полякову). (Слайд 4 (Приложение 3))
  5. Внимание на экран! Фотографию какого кабинета вы видите? (Ответ: кабинет…) (Слайд 5 (Приложение 3))
  6. Внимание на экран! Где находится это место в училище? (Ответ: доска почета расположена на 1 этаже, напротив расписания занятий). (Слайд 6 (Приложение 3))
  7. Внимание! Тишина! Прослушайте запись (звучит фрагмент урока – 40 сек.).
    Фрагмент какого урока прозвучал? Кто ведет урок? (Ответ: урок биологии или микробиологии ведет Климкина Любовь Михайловна).
  8. Внимание на экран! (демонстрация видеозаписи: утро, начало учебного дня. Студенты заходят в училище, переодеваются. Один из них не переобулся. Дежурный преподаватель возвращает студента в раздевалку. Стоп кадр!)
    Какое правило внутреннего распорядка нарушил студент? (Ответ: отсутствуют сменная обувь и бейджик, расстегнут халат.) - продолжение видеосюжета: студент достает сменную обувь.
    Вы можете заработать дополнительные баллы. Для этого ответьте на дополнительные вопросы. За каждый правильный ответ присваиваются дополнительные баллы.
    Как вы думаете, сколько специалистов было подготовлено в училище за годы своего существования? (Ответ: 4,5 тыс., балл присуждается команде, которая была наиболее близка к правильному ответу).
  9. Внимание на экран. Вы прекрасно знаете этих людей. Кто это? Назовите их? (На экране демонстрируются фотографии преподавателей, сделанные во времена их молодости. Ответы: 1 - директор, Земцова Ольга Ивановна (Слайд 7 (Приложение 3)). 2 – преподаватель Урванцев Виктор Дмитриевич (Слайд 8 (Приложение 3)). 3 – преподаватель Иванова Валентина Васильевна (Слайд 9 (Приложение 3)).
  10. Сколько денег может заработать каждый студент за 6 месяцев хорошей учебы? (Ответ: размер стипендии 480 р. Х 6 мес. = 2880 р.)
  11. Назовите тех преподавателей училища, которые являются его выпускниками. За каждого правильно названного преподавателя – 1 балл. За ошибку – минус 1 балл.

Объявление итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.

3-й конкурс. История медицинского костюма

Вопросы группе: посмотрите на слайд. Слайд 10 (Приложение 3)

Представитель какой профессии изображен на рисунке? (1 балл)

Выступление студента старшего курса:

Известно, что во время эпидемий римские врачи для посещения больных облекались в длинные платья особого покроя. Лица их были закрыты, чтобы они не вдыхали заразы. На нос был надет длинный клюв. Он был наполнен благовонными веществами. В руках, облаченных в перчатки, врачи держали длинную палку. Этой палкой врачи указывали, чем больной должен пользоваться и что принимать. Так они ограждали себя от заразы и могли оказывать больным помощь, не подвергая свою жизнь опасности. По всем улицам Рима ходили одетые таким образом врачи. Их вид был до того страшен, что дети обращались от них в бегство.

В Средние века одежда врача или аптекаря ничем особо не отличалась от одежды ученого, богослова или простого, но зажиточного горожанина. Непременным атрибутом врачевателя стал обычный сюртук. Для того чтобы выделиться, Врачи стали ходить в больницу в одном и том же грязном сюртуке. Этот сюртук не стирали, он был весь забрызган кровью. Врачи совсем не были бедны. Просто такой сюртук служил доказательством большого опыта и востребованности своего владельца и был предметом его гордости.

Вопрос группе: А кто знает, откуда произошло слово «халат»? Что оно означало вначале?

За правильный или близкий к правильному ответ - 1 балл.

Студент старшего курса:

Во второй половине XIX века докторский халат вошел в повседневную практику врачей. Слово «халат» заимствовано из арабского (hil at – почетное платье). (Слайд 12 (Приложение 3))

Впервые в мире для врачей и среднего медицинского персонала белый докторский халат предложил Карл Андреевич Раухфус – врач-педиатр. (Слайд 13 (Приложение 3))

А современный операционный костюм (свободного покроя рубашка и брюки) синего, зеленого и светло-коричневого цвета появился в начале 80-х годов ХХ столетия в клинике Вишневского в Москве. (Слайд 14 (Приложение 3))

4-й конкурс. «История медицинского инструментария»

Ведущий: Сейчас вы увидите историю некоторых медицинских изобретений. Внимательно наблюдайте за действием, происходящим на сцене. После того, как будет задан вопрос, вы за 1 минуту должны будете дать ответ. Та команда, которая готова отвечать, поднимает флажок. За полный и правильный ответ присуждается 10 баллов. Остальные команды имеют право дополнить ответ и заработать дополнительно 3 балла.

1. Демонстрация сценки.
На экране: 1819 год и фотография Рене Лаэннека. (Слайд 15 (Приложение 3))

На стуле сидит молодая полноватая девушка. Входит доктор: «Позвольте представиться! Я – Рене Лаэннек. Я врач, меня вызвали к больной. Мне необходимо прослушать удары сердца у этой больной. Но ее возраст и пол не позволяют мне применить непосредственную аускультацию ухом, приложенным к области сердца. Дайте мне, пожалуйста, несколько листов бумаги. Сейчас я сверну их трубочкой и приставлю один конец к области сердца, а другой – к уху».

(Демонстрирует.)

Врач искренне удивляется: «Я слышу удары сердца такие ясные и отчетливые, какими никогда не слышал их при непосредственном приложении уха к области сердца!»

Вопрос Рене Лаэннека командам: «Какой медицинский инструмент мне удалось впервые применить? Для чего он предназначен? Подойдите к столу и выберите те инструменты, о которых идет речь? Назовите их.»

Правильный ответ: современное название инструмента – фонендоскоп. На столе надо найти стетоскоп и фонендоскоп.

2. Внимание на сцену.

Студент-старшекурсник: В средние века была сочинена эпиграмма

«На берегах священных Нила
Ибис-птица обитает мило,
Лишь одно в нем странно что-то,
Ибис от людей скрывает,
Как желудка нечистоты
Своим клювом вымывает».

Изображение этой удивительной птицы ибиса появилось на гербах «мастеров клистерной трубки». Эта процедура появилась не менее 5000 лет назад. Но и сейчас ее используют как лечебную, очищающую, питательную, оздоровительную процедуру.

Вопрос – назовите эту процедуру и найдите медицинский инструментарий прошлого века и более современные аналоги.

Правильный ответ: Эта процедура называется «клизма». Для нее чаще всего используются кружки Эсмарха и резиновые грушевидные баллоны.

Наиболее древние упоминания о лечебных клизмах при расстройствах пищеварения историки медицины обнаружили в Египетских папирусах эпохи Пирамид. В Средние века, когда применение клизм приобрело особо большой размах, были созданы механические клизмы из дерева и металла самых разнообразных конструкций и размеров, клизменные столы и кресла, сложные клизменные агрегаты, которыми управляли несколько человек, и небольшие приборы для самообслуживания.
Сейчас инструмент для данной процедуры выглядит вот так: … Демонстрация инструментов.

3. Внимание на экран (Слайд 17 (Приложение 3))

Начало XVII века. Профессор Падуанского университета С. Санторио, врач, анатом и физиолог. Он создал прибор, с помощью которого определял одну из физических характеристик человеческого тела. Прибор Санторио был достаточно громоздким, его установили во дворе дома для всеобщего обозрения и испытания. Позже этот прибор многократно усовершенствовался.

Этот прибор в настоящее время имеет более компактные размеры, он есть в каждой домашней аптечке. Он настолько привычен для нас, что мы используем его каждый раз, когда проверяем: не заболели ли мы? Вопрос: найдите на столике и назовите этот медицинский прибор.

Правильный ответ: медицинский термометр. На столе находится ртутный и электронный термометры.

4. Внимание на сцену.

Студент старшего курса:

На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!.. -
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
- На прививку! Первый класс!
- Вы слыхали? Это нас!.. -
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
(Сергей Михалков)

Вопрос команде: о каком медицинском инструменте идет речь в отрывке из стихотворения Сергея Михалкова? Какие еще инструменты и приспособления используются с той же целью? Найдите эти инструменты на столе.

Правильный ответ: это инструменты для введения лекарственных веществ непосредственно в кровь больного. В первую очередь – шприц. На столе находятся стеклянный и пластиковый шприцы.

Если студенты в качестве ответа на вопрос указывают на систему для внутривенных вливаний (на столе представлены многоразовая стеклянная и современная одноразовая пластиковая системы), то им дополнительно присуждается от 3 до 5 баллов.

Студент-старшекурсник продолжает: Несмотря на то что внутривенные инъекции проводились начиная с середины XVII века, шприц был изобретен лишь в 1853 году. Любопытно, что сконструировали машинку для инъекций (шприц) сразу два человека, работавших независимо друг от друга: француз Шарль Габриель Праваз (Слайд 18 (Приложение 3)) и шотландец Александр Вуд (Слайд 19 (Приложение 3)). А название их детища "spritze", что означает "впрыскивать, брызгать", придумали немцы.

Первые шприцы изготавливались из каучукового цилиндра, внутри которого помещался хорошо подогнанный поршень из кожи и асбеста с торчащим наружу металлическим штырем. На другом конце цилиндра укреплялась полая игла.

Полностью сделанные из стекла шприцы появились в 1894, их сконструировал французский стеклодув Фурнье. Первые одноразовые шприцы массово стали производиться с 1954 года. Эти шприцы изготавливались из стекла, а с 1956 года – из пластика.

В настоящее время шприцы продолжают усовершенствоваться. Одна из задач, которую ставят перед собой исследователи - снижение болезненности уколов. Японцы, например, недавно изобрели специальную зазубренную иглу, напоминающую жало москита или рабочий край пилы. Она будет контактировать с тканями только поверхностными зубчиками, а не всей своей поверхностью, как обычная. Предполагается, что с такой иголкой инъекции станут менее болезненными. Американцы пошли другим путем и доказали, что если предварительно подержать иглу в морозилке, пациент даже не почувствует укола. Англичане создали робота, делающего внутривенные инъекции, и сверхбыструю иголку, которая входит в кожу со скоростью 90 км/час.

Блиц-викторина

Ведущий: Все вы, наверняка, смотрите передачу «Кто хочет стать миллионером?» и знакомы с ее правилами. Попробуем и мы поиграть в подобную игру.

Каждая команда получает бланк для ответов. (Приложение 5)

Ведущий зачитывает вопросы и варианты ответов на них. Эти же вопросы появляются на экране. Задача команды – выбрать правильный ответ и зафиксировать его в бланке ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущий собирает бланки у команд и объявляет правильные ответы, демонстрирует мандрен и бикс..

Ведущий : пока жюри ведет подсчет баллов и определяет победителя, у нас музыкальная пауза (номер художественной самодеятельности).

Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.

Проводится награждение участников игры.

Список литературы

  1. Антипова Л.А. Особенности работы куратора группы с первокурсниками. // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – 2008. – №4. – С.148 – 152.
  2. Жданова И.В. Психологические особенности адаптации студентов первого курса. // Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». – 2008. – №5. – С.83 – 86.
  3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – М., 2005. – 560с.
  4. Профессии в живописи. URL: http://www.liveinternet.ru/ (дата обращения 10.10.2009).

Викторина по знанию основ первой медицинской помощиМБОУ ООШ № 10 г. Чебаркуль
Викторина по знанию основ
первой медицинской помощи
«САМ СЕБЕ СПАСАТЕЛЬ»

Первая медицинская помощь
-ряд срочных мероприятий,
проводимых при несчастных
случаях и внезапных
заболеваниях.

Отморожения - Повреждение тканей и органов, наступающее от воздействия низкой температуры.

Отморожения Повреждение тканей и органов,
наступающее от воздействия
низкой температуры.

Причинами отморожения являются: 1. Тесная или мокрая одежда 2. Неподвижное положение 3. Длительное нахождение на холоде

Первый признак отморожения 1. Побеление кожи 2. Покраснение кожи 3. Онемение кожи

1. Побеление кожи

При первых признаках отморожения необходимо:

1. Помассировать кожу.
2. Перейти в тёплое помещение
(пойти домой, зайти в магазин,
школу).
3. Активно подвигаться, оставаясь
на улице.

1. Помассировать кожу.
2. Перейти в тёплое
помещение (пойти домой,
зайти в магазин, школу).

Побелевшую или онемевшую от мороза кожу нужно:

1. Растереть снегом;
2. Сделать массаж рукавичкой
или шарфом.

2. Сделать массаж
рукавичкой или
шарфом.

Кровотечения

Для остановки кровотечения:

1. Используются все подручные
средства, включая снег, землю.
2. Используются только чистые
вещи (носовой платок, бинт).
3. Облизывается рана и
высасывается кровь.

2. Используются только
чистые вещи (носовой
платок, бинт).

Средством остановки кровотечения являются

1. Холод.
2. Повязка.
3. Неподвижное положение тела.

1. Холод.
2. Повязка.

Самый опасный для жизни вид кровотечения:

1. Артериальное - при котором кровь
истекает пульсирующей струёй алого
цвета;
2. Венозное – кровь тёмно-вишнёвого
цвета истекает ровной струёй;
3. Капиллярное - кровь медленно
сочится из мельчайших сосудов на
поверхности кожи.

1. Артериальное - при
котором кровь истекает
пульсирующей струёй
алого цвета

Как производится временная остановка артериального кровотечения?

1.Артерия пережимается подруч-ными
средствами ниже раны.
2. Артерия пережимается выше раны.
3. Накладывается давящая повязка.

3. Накладывается
давящая повязка

Какой вид кровотечения останавливается сам и требует только обеззараживания раны?

1.
2.
3.
Артериальное кровотечение.
Венозное кровотечение.
Капиллярное кровотечение.

3. Капиллярное
кровотечение.

Как нельзя производить временную остановку кровотечения?

1.
1.
Прижать сосуды давящей
повязкой, пальцем, согнуть
конечность.
Перетянуть рану верёвкой или
проволокой.

нельзя производить
временную остановку
кровотечения: 2. Перетягивать
рану верёвкой или
проволокой.

Для остановки носового
кровотечения нужно:
1.
2.
3.
Запрокинуть голову вверх и
зажать нос;
Наклонить голову вперёд и
прижать платком ноздри;
Приложить холод к
переносице.

2.Наклонить голову вперёд и
прижать платком ноздри;
3.Приложить холод к переносице.

Ответ : Для меня «Клиника» — это самый лучший сериал всех времен и народов!:) Ну примерно где-то до шестого сезона. Все что дальше, я посмотрела один раз и закрыла этот раздел. Причем, это наверно чуть ли не единственный пример того, где дубляж часто бывает лучше оригинальной дорожки (имеется ввиду MTV-перевод). Этот сериал я смотрела миллион раз в оригинале и в дубляже. Темы, которые там поднимаются, будь то просто человеческие отношения, чисто медицинские случаи, организация работы – очень жизненные и правдивые. (Например: куча бумажной работы; в пятницу вечером невозможно уже сделать ни одного исследования; в свои 25 на встрече одноклассников ты все еще «студент и лузер»; блатные пациенты; ну и конечно «Отгадай загадку: у кого два больших пальца, и ему на все насрать?»). Короче про организацию – все правда. Кстати одна моя подруга, которая не имеет никакого отношения к медицине, также обожает этот сериал. (по ссылке — много ответов разных врачей про любые и не не любимые медицинские сериалы)

Вопрос: Правда ли, что к врачам приходят представители фармацевтических компаний и предлагают докторам, на коммерческой основе, прописывать свои лекарства больным?

Ответ : Статья 74 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» запрещает медицинским и фармацевтическим работникам подобную деятельность, только если речь не идёт о проведении клинических испытаний нового препарата. Однако законы нередко не выполняются, а некоторые врачи даже не знают о существовании такого запрета.
К врачам часто приходят фармацевтические представители — рекламщики, рассказывающие о достоинствах нового препарата. Также они приносят иногда ручки, стикеры, буклеты, приглашения на конференции, но назначения своего препарата не требуют.

Вопрос: Останавливает ли медицина эволюцию человека, излечивая человека от мутаций, отличных от некой человеческой «нормы»?

Ответ : Медицина действительно ослабила «очищающий» отбор, позволяющий отбраковать особей со слабовредыми мутациями, но этот эффект нивелирован огромными размерами нашей популяции.
В том случае, если популяция небольшая — скажем, 1000 особей, в ней эффект слабовредной мутации, снижающей репродуктивный успех на 0,01% по сравнению с носителями немутантного аллеля того же гена, будет фактически невидим для отбора. Потому что если, допустим, мутантов всего 500, то в следующем поколении их должно стать 500-(0,01*500/100) = 499,95. Число особей не может быть дробным, так что по факту все равно имеем 500 (если взять сто таких популяций и посмотреть, что будет, то мы будем получать разные целые числа мутантов: 495, 501, 504, 499, но в среднем все равно выйдет 500). То есть эта мутация в подобной популяции будет вести себя как нейтральная. Либо она закрепится, либо элиминируется, 50:50.
Но если популяция большая, допустим, 7 млрд особей, то такая мутация уже будет весьма заметна для отбора. Ее частота в каждом поколении будет снижаться на 0,01%. Если мутантов было 3 000 000 000, то в следующем поколении их станет меньше примерно на 300 000, это совершенно другой масштаб. Это уже нельзя округлить. Данный пример показывает, что в громадной популяции даже очень слабого отбора достаточно, чтобы эффективно отсеивать слабовредные мутации.
Ну и надо помнить, что естественный отбор это не только смерть убогих и больных особей, половой отбор никуда не делся. Репродуктивный успех человека все еще сильно зависит от его генотипа, так будет и дальше. Характер, внешность, интеллект — все это в довольно значительной степени обусловлено генами, и их отбор происходит постоянно.

Вопрос: Как избавиться от обсессивно-компульсивного расстройства?

Ответ : Просто так избавиться от такого невротического характера расстройства нельзя. И прогноз в таком случае неважный — невроз навязчивых состояний лечится плохо, результат бывает в редких случаях. Но пробовать стоит! Психиатр и психотерапевт в содружестве вполне могут сделать жизнь человека намного легче — снизить уровень тревоги и подавленных эмоций, а это значит, что навязчивые мысли и движения в качестве защитной функции организма могут быть заменены на другие, более легкие.

Психотерапия в таком случае нужна длительная и она в любом случае даст облегчение и бОльшую свободу от внутренних страхов.

Вопрос: Правда ли, что алкоголь необратимо портит яйцеклетки, так что даже бокал шампанского, выпитый девушкой 10 лет назад, может сказаться на будущем ребёнке?

Ответ : Нет. С одной стороны, верно, через 10 лет у девушки те же яйцеклетки, только число подуменьшилось. С другой, организм производит отбраковку на нескольких уровнях. То есть до овуляции, как считается, доходят наиболее качественные яйцеклетки. Ну и при генетической патологии эмбриона в большом проценте происходит самопроизвольное прерывание беременности на ранних стадиях.

К счастью, наш организм имеет хорошую «защиту от дурака». Нельзя сказать, что риски не возрастают абсолютно. Но можно сказать, что их возрастание пренебрежимо мало.

А вот непосредственно в тех циклах, когда планируется зачатие, и на фоне наступившей беременности точно лучше не пить. «Пьяное зачатие» вовсе не страшилка, там действительно есть риски. Но это не про алкоголь за 10 лет, или за год, или за пару месяцев «до того».

Вконтакте